Сотни тысяч людей слушают в Интернете лекции о классической музыке, русской литературе и повседневной жизни Парижа. Лекции читает большая группа известнейших в России людей во главе с Дмитрием Быковым и Львом Лурье. «ДП» составил путеводитель по самым интересным образовательным интернет–проектам.
Учиться — это совсем не скучно. Например, на «Арзамасе», осмотрев пару «эпизодов» сериала о русской литературе, можно проголосовать за самого красивого русского писателя или ознакомиться с инфографикой творчества Николая Гумилева.
Подобных образовательных проектов в России уже больше десятка. Они не дублируют друг друга: одни посвятили себя популярным общегуманитарным темам, другие рассказывают о бизнесе и дизайне, третьи предлагают разброс университетских тем — от генетики и кибернетики до менеджмента и урбанистики.
На главной странице, как правило, указан список доступных лекций или курсов лекций: выбирай и смотри! Впрочем, на многие курсы необходимо записываться заранее. Качество изображения и звука разное: например, у «Постнауки» и «Арзамаса» — профессиональное, у некоторых других это просто запись статичной камерой приемлемого качества.
Большинство лекций рассчитаны на людей с высшим образованием, хотя есть проекты и для школьников, и, наоборот, для узких специалистов. Эти последние могут усовершенствовать знания (а в некоторых случаях и получить сертификат). Школьники определятся с выбором вуза. А все остальные просто проведут время с пользой.
Читайте также:
Новость
"ДП" создал путеводитель по будущему
Большая часть аудитории — люди до 40 лет, хотя средний возраст растет. В университете люди чего–то не успели, или за давностью лет что–то уже забылось. Получать полноценное второе образование сложно, не то что просмотреть курс из 10 лекций по интересной теме. Аудитория постепенно смещается в регионы: просветительские проекты пришли с Запада в Москву и Петербург, а сейчас постепенно мигрируют в города–миллионники.
Экономика подобных проектов пока туманна. Они существуют либо на спонсорские деньги, либо за госсчет. Контент у большинства бесплатный, лекторы трудятся за спасибо, точнее за идею (и за славу). Некоторые ресурсы предлагают дополнительные функции: например, слушатели могут за деньги получить индивидуальную консультацию или поучаствовать в вебинаре, где разъясняется непонятное. Кое–кто предлагает зрителям платить добровольно, но желающих не много. Другие, напротив, стараются привлечь больше меценатов, чтобы оставить изначальный подход (знание должно быть бесплатным) в неприкосновенности. Будущее образования так или иначе близко идеям просветительских проектов. Оно все чаще становится дистанционным, но при этом во все большей степени будет ориентироваться на конкретных людей.
Постнаука - postnauka.ru
Чего здесь только нет! Если вам интересна такая простая тема, как либертарный социализм, русский анархизм и политика Маргарет Тэтчер, можно прослушать лекцию Кирилла Мартынова о философии Ноама Хомски. Но, может быть, во время своего субботнего досуга вы решите разобраться в том, как устроен озоновый слой в атмосфере или как функционируют падежи в разных языках мира? Есть и такая возможность. Но, пожалуй, главное отличие этого ресурса — лекции о том, что происходит на стыке медицины и психологии. Каждая видеолекция сопровождается небольшими текстовыми цитатами, открыв которые можно чуть лучше понять, о чем будет лекция, а заодно выяснить, потянете ли вы предложенный уровень.
Источник: данные "ДП"
“
В ближайшие год–два проекты, подобные нашему, будут развиваться, если аудитория начнет за них платить. Но боюсь, что люди привыкли к бесплатности. Пока нет ответа на вопрос, кто у таких проектов заказчик. По логике государства мы — медиа и должны финансироваться рекламой и подпиской. Но мы не медиа, мы больше похожи на благотворительные фонды.
Наша цель — это просвещение. Мы хотим сделать ученых звездами, пиарить университеты, показывать науку с человеческим, конкретным лицом. Мы хотим заразить людей наукой, помочь людям понять, как устроен мир.
Ивар Максутов
главный редактор
Arzamas - arzamas.academy
Одно из главных открытий Рунета–2015 — проект, который своей популярностью привлек массовый интерес к интернет–обучению. Сюда приходят учиться искусству и вспоминать историю. Интересуетесь Петербургом накануне революции? Смотрите шестисерийный сериал из лекций Льва Лурье. Решили наконец разобраться, что к чему в русском авангарде? К вашим услугам пятисерийный лекционный цикл Андрея Сарабьянова. К курсам лекций прилагаются списки литературы, тексты, галереи и инфографика. Посещаемость «Арзамаса», если верить официальной статистике, — полмиллиона человек в месяц.
Источник: данные "ДП"
“
Для меня интерес к проекту был скорее неожиданностью. То, какие темы вызывают наибольший интерес, тоже скорее удивило. Мне казалось, что привлечь могут какие–то яркие сюжеты, неожиданные повороты и открытия. А оказалось, что у наших пользователей есть потребность в том, чтобы закрывать какие–то понятные им белые пятна в образовании.
Большим спросом пользуются ликбезовские материалы, в которых мы пытаемся как можно проще и схематичнее разложить по полочкам такие вещи, о которых все слышали, но мало кто помнит, в чем там суть.
Ирина Калитеевская
шеф–редактор проекта
Универсариум - universarium.org
Самый наполненный раздел на сайте «Универсариума» — дополнительное образование. В течение курса, состоящего из нескольких лекций, можно получить общее представление о предмете. Темой может быть «миф русской избы», психология потребления в современной России или энергосбережение в производстве и в быту. Можно задать и другой фильтр поиска — скажем, по вузам. Если вы доверяете преподавателям, к примеру, МГУ, то к вашим услугам несколько курсов, прочитанных их лекторами: от истории русского театра до теории графов. Длительность курса — от 5 недель и более. Всего лекции читают преподаватели 40 российских вузов и представители компаний, включая Mail.ru и Сбербанк.
Источник: данные "ДП"
“
Идея появилась уже почти 3 года назад, когда мы участвовали в программе подготовки российских ректоров. Во время анализа ситуации в российском образовании стало понятно, что качество образования очень сильно различается от вуза к вузу, и не всегда в пользу вузов столичных.
Мы хотели, с одной стороны, выровнять ситуацию для студентов разных вузов, а с другой — дать возможность всем гражданам получать образование от лучших профессоров ведущих университетов страны.
Геннадий Клюшкин
сооснователь проекта
Лекториум - www.lektorium.tv
Авторы «Лекториума» — преподаватели со всей России. Таким образом, можно не только что–то посмотреть и чему–то научиться, но и оценить уровень того или иного вуза, что может быть важным, если, например, вашему ребенку скоро поступать в университет. Ресурс состоит из двух частей: есть архив видеолекций, которые можно просто посмотреть, и есть онлайн–курсы, на которые можно записаться. На этих курсах вас ждут короткие обучающие ролики, небольшие задания и возможность общаться с преподавателями и коллегами. Разброс тем широк: есть «Основы робототехники» и «Школьная химия — простая и интересная», есть «Теории денег» и «Зарисовки о Сибири».
Источник: данные "ДП"
“
Идея проекта началась с одной записи в ЖЖ Тёмы Лебедева. Он написал, что на Западе есть такие ресурсы, где выкладывают видеолекции, а у нас ничего подобного нет. Ну вот мы и решили: а почему, собственно, у нас этого нет?
Когда мы смотрим на детей в школе, становится очевидно: мы не понимаем, по какому принципу они выбирают, чем заниматься дальше. Это происходит почти случайно. У нас многие люди находятся не на своем месте. Они просто не знают, что вообще в мире есть. А с помощью наших лекций они могут приоткрыть шторку и посмотреть, что происходит в разных вузах.
Яков Сомов
сооснователь
Курилка Гутенберга - vk.com/kurilka.moscow
Лекции этого проекта можно смотреть, не выходя из «Контакта». Молодые специалисты, среди которых есть и аспиранты, и даже студенты, рассказывают о темах, интересных лично им. Среди самых популярных — лекции об аналитической психологии, ядерной энергетике, теории суперструн. В том же сообществе публикуются анонсы реальных лекций, которые проходят в клубах и на арт–площадках Москвы, Петербурга и других городов.
Источник: данные "ДП"
“
Наша аудитория — в основном молодые люди от 20 до 35 лет, получающие или уже имеющие диплом о высшем образовании. Предсказывать тенденции развития просветительских проектов сложно, но сейчас они распространяются в регионы, города–миллионники. Я считаю это очень важным процессом, потому что без движения в этом направлении нельзя говорить о популяризации науки в масштабах страны.
Роман Переборщиков
куратор проекта
Coursera - coursera.org
В отличие от остальных проектов, о которых мы рассказываем, Coursera — проект международный. По–русски здесь доступны 35 курсов, еще 50 — с русскими субтитрами. Больше всего этот ресурс будет интересен тем, кто владеет английским языком на хорошем уровне. Тогда к вашим услугам множество курсов от преподавателей ведущих вузов, прежде всего из США. Самые востребованные англоязычные курсы связаны с программированием, бизнесом, личностным ростом. Впрочем, русскоязычные пользователи приходят по преимуществу за русскоязычными лекциями. Например, преподаватели Томского университета рассказывают о русском языке как средстве коммуникации, а профессора ВШЭ — о финансовых рынках.
Источник: данные "ДП"
“
Авторы наших русскоязычных лекций — преподаватели и профессора ведущих университетов России, включая ВШЭ и СПбГУ. Некоторые вузы, которые находятся за пределами России, готовят курсы с русскими субтитрами, например университет Джона Хопкинса. Преподаватели, с которыми мы работаем, увлечены принципом дистанционного образования и новейшими педагогическими идеями.
Инесса Роман–Погоржельская
менеджер по работе с партнерами
Кроме того, учиться можно здесь:
medialecture.ru
univertv.ru