В России появится еще один госбанк, который заранее называют реальным конкурентом Сбербанку и ВТБ. Организация появится на базе санируемых ВЭБом Связь-Банка и "Глобэкса", а также принадлежащего АСВ "Российского капитала", суммарные активы которых — 870 млрд рублей. Это едва помещает банк в топ-15.
ВЭБу в кризис 2008-2009 годов была поручена санация двух средних по величине банков — Связь-Банка и "Глобэкса". На эти цели ЦБ выделил ВЭБу деньги в форме депозитов, которые затем были переоформлены в облигации (на 212 млрд рублей). По данным источников издания, планируется, что АСВ, получив активы от ВЭБа, присоединит их к своему банку "Российский капитал".
Одна из мер финансовой поддержки Внешэкономбанка, обсуждаемых сейчас властями, — передача этих банков Агентству по страхованию вкладов (АСВ) с одновременной пролонгацией и удешевлением долга ВЭБа перед ЦБ.
"Связь-Банк и "Глобэкс" не останутся у нас, они перейдут под контроль, по сути дела, АСВ и будут развиваться как устойчивые финансовые институты. Соответственно, объем обязательств перед ЦБ будет на рыночную стоимость этих банков уменьшен, что тоже будет позитивно для баланса ВЭБа", — говорил в Давосе глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, сообщает агентство.
Ранее сообщалось, что АСВ создаст специальный банк-санатор, который будет спасать проблемные банки от краха. К тому же, рассказывали источники, банк должен был выполнять и традиционные функции кредитной организации.
О том, что банк не ограничится спасением утопающих, журналистам сказал и глава МЭР Алексей Улюкаев. "Я думаю, масштабы этого бизнеса не таковы, чтобы просто быть санатором компаний. Мне кажется, мы могли бы получить еще один полноценный банк, — отметил министр. — Ну, если не получается у нас конкуренция частная, пусть государственные банки хотя бы конкурируют".
Однако даже объединенные активы упоминаемых игроков чуть не дотягивают до уровня коммерческого Райффайзенбанка, который занимает 14 строчку по активам с 874 млрд. До того же Сбербанка с 22,4 трлн рублей далековато. По данным на начало года, активы Связь-Банка оценивались в 369,75 млрд рублей, "Глобэкса" — в 284 млрд, "Российского капитала" — 216,5 млрд.
Мера по объединению активов проблемных банков — чисто техническая, считает аналитик RMG Securities Василий Сапожников. Санируемые банки, как правило, получают от АСВ и ЦБ кредиты по нерыночной льготной ставке. Переоценка этих кредитов по рыночной ставке позволит санируемому банку увеличить капитал и вытянуть нормативы достаточности капитала и ликвидности.
Но в рамках группы доход и ликвидность от таких операций могут быть перенаправлены с санируемого банка в пользу санатора. "В итоге трудно будет оценивать эффективность работы менеджмента каждого из банков: непонятно, за счет чего была получена прибыль. А выделение санируемых банков в отдельную самостоятельную структуру позволит разделить такие операции", — объясняет аналитик.
Конкуренция на уровне крупных российских банков действительно была бы актуальна. Вопрос лишь в том, насколько это своевременная инициатива — похоронить Внешпромбанк и тут же создать его практически равноценный аналог, близкий к рознице. Розничных банков в стране довольно много, и спрос на новых игроков невелик, говорит старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова.
Новый госбанк должен быть ориентирован на иные задачи, считает она: работу со средним и крупным бизнесом, обслуживание кредитных линий серьезных предприятий, дотирование, работу с иностранными кредиторами.
Крупный бизнес идею заранее одобряет. Воспользоваться опытом Китая, создавая новые госбанки, чиновников и ЦБ недавно призывал Олег Дерипаска. Сейчас всей экономикой заправляют всего два банка, это наряду с жесткой кредитно-денежной политикой регулятора не дает бизнесу развиваться, говорил владелец "РусАла" в Давосе.
По предварительной информации, идея возникла в конце прошлого года. Объединение трех банков может занять много времени. "Только процедура передачи Связь-Банка и "Глобэкса" под АСВ может продлиться полгода", — цитирует Интерфакс источник на рынке.
Что до вопроса по оптимальному количеству банков в России — его должен определить рынок, говорят эксперты. Государство, надо полагать, хотело бы иметь только один банк. Все хотят одного и того же: максимум дохода при минимуме усилий, говорит Василий Сапожников.