Петербургские верфи энергично модернизируются за счет федерального бюджета. Общий объем заявленных инвестиций превышает 35 млрд рублей. Однако, по мнению экспертов, эти затраты могут не окупиться из-за отсутствия заказов.
В этом году планируется начать строительство нового производственного комплекса на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию" (ОСК) судостроительном заводе "Северная верфь" — это крупнейший инвестпроект в петербургском судостроении с начала века. Его общая стоимость — 32 млрд рублей.
Комплекс предполагает возведение сухого дока, перекрытого эллингом, новых корпусов производственных цехов, а также реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. На производственных участках будут установлены современные линии резки металла, роботизированные сварочные комплексы, а также камеры окраски секций и блоков. Завершить весь проект предполагается к 2024 году.
Реализация первого этапа, предусматривающего реконструкцию западной набережной судозавода и строительство новых инженерных сетей предприятия, начнется в этом году. "Заключение госэкспертизы по строительству нового судостроительного комплекса уже получено", — сообщили на "Северной верфи", добавив, что деньги на строительство запланированы в Федеральной целевой программе. Согласно плану, в 2016-2017 годах инвестиции на реализацию первого этапа должны составить около 2 млрд рублей.
На заводе уверяют, что модернизация позволит строить крупнотоннажные суда.
Удвоение темпов
В более скромных объемах продолжают модернизацию и другие судостроители Петербурга. Например, ОАО "Средне-Невский судостроительный завод" (СНСЗ, тоже входит в ОСК) планирует завершить в 2017 году реконструкцию судоспусковых устройств за 1,5 млрд рублей.
Эта реконструкция позволит СНСЗ строить корабли и суда больших габаритов: длиной до 110 м, шириной до 15 м, осадкой до 7 м и спусковым весом до 2,7 тыс. т. То есть завод сможет строить корабли класса "корвет". А пока он изготавливает по гособоронзаказу тральщики, длина которых едва превышает 70 м, а водоизмещение составляет около 700 т.
Кроме этого, завод модернизирует производство надстроек корветов из полимерных композиционных материалов. Генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо ранее заявлял: "Сегодня мы готовы сдавать два-три корабля в год, но уже с 2018 года, после проведения модернизации производства, сможем увеличить темпы вдвое".
В южном направлении
Энергично модернизируются с 2012 года "Адмиралтейские верфи" (входят в ОСК). Они получили из бюджета 4 млрд рублей на перевооружение производства. На предприятии сообщили, что сейчас главная задача технического развития верфей — создание специализированного комплекса по строительству неатомных подводных лодок на южной площадке. Заключено несколько договоров на поставку оборудования для нее.
В 2015 году "Адмиралтейские верфи" запустили новое трубное производство, а в текущем году планируют открыть обновленный слесарно-корпусный цех. Кроме этого, стартовало строительство зарядно-аккумуляторной станции, которая будет запущена в 2018 году. Через 3 года верфь планирует завершить все работы по южной площадке.
Где деньги?
Некоторые судостроители скептически оценивают перспективы модернизации. "Это государственные инвестиции, поэтому никто не считает эффективность этих проектов. Если бы в верфи вкладывались частные средства, то первым делом они бы просчитали потенциальный объем заказов, прикинув, чем будут окупать инвестиции. А здесь деньги государственные. Надо только обосновать необходимость их расходования. Я очень сомневаюсь, что, например, дорогостоящий проект на "Северной верфи" будет реализован в сложившихся экономических условиях, когда урезается бюджет как по объему капиталовложений, так и по судостроительным заказам", — говорит один из судостроителей.
"У нас есть предварительные договоренности по танкерам, буровым судам для разработки нефтяных месторождений арктического шельфа, а также по строительству новых типов кораблей для военно-морского флота. Инвестиции будут окупаться за счет заказов на строительство кораблей и судов, которые формируют департаменты гражданского и военного судостроения ОСК. По расчетам экономической эффективности затрат на строительство, срок окупаемости не превысит 10 лет", — говорит директор по капитальному строительству и модернизации "Северной верфи" Николай Сидоренко.
Заказов много не будет
Однако в этом году петербургские судостроители могут не рассчитывать на новые контракты. В начале года ВМФ РФ заявил о планах построить шесть неатомных подводных лодок для Тихоокеанского флота. Правда, заместитель главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков заявил недавно, что окончательного решения о строительстве этих лодок пока не принято.
А если решение и примут, не факт, что заказ получат петербургские судостроители. Близкие к судостроению чиновники Смольного говорят, что еще в середине 2015 года речь шла о том, чтобы весной 2016-го разместить заказ на строительство шести лодок на "Адмиралтейских верфях", но к концу прошлого года ситуация изменилась. Эксперт центра "АСТ" Андрей Фролов предположил, что заказ на подводные лодки может получить Амурский судостроительный завод. Он недавно чуть не обанкротился, и теперь Минобороны ему подкидывает заказы. Ранее этот завод строил подводные лодки 877-го проекта, а сейчас пока получает заказы только на их ремонт.
В "Адмиралтейских верфях" не исключают, что могут не получить контракт, но отмечают, что у Амурского завода нет налаженных кооперационных связей и ему придется потратить время на подготовку пула надежных поставщиков, а это может негативно отразиться на сроках строительства.
Не лучше перспективы заказов и у "Северной верфи". Источник в Минобороны сообщил, что никаких контрактов и закладок на этом предприятии пока не предвидится. Сейчас для верфей главная задача — сдать те заказы, которые уже есть. А они задерживаются. То из-за срыва поставок импортных комплектующих, то из-за проблем с работоспособностью новейших видов вооружений и оборудования, устанавливаемых на корабли.
Так что судостроение, являющееся локомотивом всего петербургского оборонного комплекса, начинает снижать обороты. Отсутствие новых заказов у корабелов не предвещает ничего хорошего поставщикам. Например, тому же СНСЗ, который изготавливает из стеклопластика надстройки для корветов, придется искать новых заказчиков, чтобы загрузить производство, которое уже сейчас, судя по отчетности компании, загружено не оптимально.