Владелец сети хендмейд–магазинов Олег Кузнецов не зависит от продаж: зарабатывает он на сдаче полок в аренду.
До того как открыть сеть "Арт–полка", Олег Кузнецов несколько лет работал в строительном бизнесе, но затем понял, что это не его: конкуренция на рынке слишком агрессивная. Купив станок по деревообработке за 300 тыс. рублей, он вспомнил об обучении в художественной школе и начал вырезать иконы из дерева. На реализацию он их отдавал в церковные лавки — изготовленные предпринимателем иконы и сейчас продаются, например, в лавке Александро–Невской лавры. "Я с удивлением обнаружил, что даже в храмах наценка на товар невероятная, сотни процентов, и решил создать альтернативный способ продажи", — рассказывает Олег Кузнецов.
Аренда вместо наценки
Стартового капитала у него почти не было: семиметровое помещение в центре "Перинные ряды" на Думской улице он арендовал в долг, стеллажи также заказал в долг у знакомого, а на товар тратиться не пришлось. Идея магазина в том, что полки на витринах владелец сдает в аренду производителям сувениров, украшений, аксессуаров и др. Чаще всего это женщины в декрете или мастера, которые вяжут шарфы, делают серьги и бусы, самодельные свечи и др. Цены они назначают самостоятельно, и процента от продаж владелец магазина не получает, зарабатывает он только на аренде полок. Полки в таких магазинах сдаются в аренду по 1,5–3 тыс. рублей в месяц. А продавцом поначалу предприниматель работал сам.
Через несколько месяцев, расплатившись с долгами, которые составили несколько десятков тысяч рублей, Олег Кузнецов открыл второй магазин на Лиговском проспекте. Его площадь также 7 м2, но вложения уже более серьезные — помимо аренды около 30 тыс. рублей ушло на изготовление витрин, 25 тыс. — на их подсветку. Недавно предприниматель передал этот магазин в управление партнеру на условиях передачи прибыли от аренды одного стеллажа, то есть, по сути, доли от выручки. "Я понял, что за магазином и работой продавца постоянно нужно следить и на две точки у меня не хватит сил, а на электронное оснащение — ни денег, ни желания", — говорит Олег Кузнецов. Поэтому в будущем он планирует расширять сеть именно на условиях франшизы. Сейчас в сети работают три продавца, еще один сотрудник ведет группу "Вконтакте". Дневная выручка в двух магазинах составляет около 17–25 тыс. рублей. Покупатели, рассказывает предприниматель, — люди самых разных возрастов, многие приходят за подарком, а в итоге выбирают что–то для себя: товар рассчитан на импульсный спрос, и Олег Кузнецов отмечает, что в кризис люди не стали совершать меньше спонтанных покупок.
Вне Интернета
В Петербурге чуть более десятка магазинов хендмейд–товаров и сувениров ("Веранда", "Редиска" и др.) и более сотни интернет–магазинов и продающих страниц в соцсетях. У владелицы магазина my–scrap.ru Ольги Андреевой есть опыт работы как в обычном магазине, так и онлайн, в этом году она решила все же перейти в Интернет окончательно. Прибыль такого магазина заметно варьируется, в разные месяцы может составлять то 30 тыс., то 70 тыс. рублей, спрос нестабильный, иногда аренда полностью съедает заработанное. При этом складов нет почти ни у кого: большинство участников рынка — микробизнесы, которые держат товар дома или работают по предзаказу. Объем рынка оценивается в несколько десятков миллионов рублей.