Генеральный директор группы компаний ComNews Леонид Коник о том, какая судьба ждет сотовых операторов в ближайшие годы.
Нетронутых сотовой связью людей днем с огнем не сыщешь. Разве что в дебрях Амазонки или на Крайнем Севере. Либо в крайней бедности. Либо в яслях. Итак, мировая абонбаза "сотовиков" практически сравнялась с населением Земли — 7,3 млрд человек. Уникальных абонентов в мире около 5 млрд. Охота за головами завершена. Операторы сотовой связи отчаянно ищут новые источники дохода.
Несколько лет назад в операторской среде было модно обсуждать преимущества бизнес–модели smart pipe — "умной трубы", которая связывает различные онлайн–сервисы с пользователями. Но провайдеры этих сервисов оставили сотовые компании с носом: как только в кармане у пользователей зазвенел не кнопочный мобильный телефон, а смартфон, де–факто являющийся компьютером, сотни сторонних сервисов потекли по интернет–каналам прямо к абоненту, мимо рта (over the top, ОТТ) операторов мобильной связи. Начав с аудио– и видеоконтента, ОТТ–игроки объявили операторам войну на их территории.
Ныне пользователи только одного ОТТ–сервиса — WhatsApp — каждые сутки отправляют по 35 млрд сообщений, тогда как абоненты всех сотовых сетей в мире ежедневно посылают 22 млрд sms. С учетом других мессенджеров (iMessage, Viber, Telegram и др.) ежесуточное количество исходящих сообщений по ОТТ–каналам в мире превышает 60 млрд. То есть в натуральном выражении ОТТ–игроки уже контролируют 75% мирового рынка сообщений. В голосовой связи один Skype генерирует по 50 млрд минут в месяц, что превышает треть всего междугороднего и международного трафика в мире. Голосовые сервисы наращивают и другие ОТТ–провайдеры: Viber, WhatsApp.
Из–за бурного развития ОТТ у сотовых компаний начали падать доходы. Надежда на гормон роста забрезжила у них, когда в мире как грибы после дождя стали появляться подключенные устройства: нательные датчики, навигаторы, умные счетчики и многое другое.
Рынок, на котором общаются друг с другом не люди, а устройства, получил название "Интернет вещей" (IoT). По различным прогнозам, к 2020 году в мире появится от 21 млрд (оценка Gartner) до 26 млрд (Ericsson) или даже 38,5 млрд (Juniper Research) устройств, подключенных к сетям связи. Это в 3–4 раза превосходит количество "живых" абонентов сотовых сетей, что внушает оптимизм акционерам и инвесторам операторских компаний.
Однако операторы связи привыкли тарифицировать услуги по количеству минут эфирного времени или переданных мегабайт данных. Но "умное" устройство зачастую генерирует жалкие сотни килобайт трафика в сутки. Доходы в этом секторе приносит не трафик, а сервис. Пока операторы, привыкшие запускать стандартные массовые продукты, не преуспели в создании таргетированных сервисов для умных гаджетов, и сливки снимают независимые интеграторы. Все, что пока получают здесь телеком–операторы, — ничтожно малая плата за передаваемый по их сетям трафик.
Если операторы не научатся зарабатывать на рынке IoT, их вскоре за бесценок могут скупить OTT–игроки. Это кажется невероятным, но кто 10 лет назад мог подумать, что Nokia будет поглощена корпорацией Microsoft?