Нижегородский арбитражный суд обязал Нижегородскую епархию РПЦ молиться о здравии истцов. Таким необычным образом завершился спор об оплате работ по установке котельной в одном из православных приходов. Идея, если ее как следует развить, может принести российским властям немало пользы.
Дело было, как можно понять из постановления суда, так: некое ООО "Эра" должно было технически перевооружить систему теплоснабжения в помещении прихода, установив там блочно-модульную котельную. И получить за это по договору 916 тыс. рублей. Но епархия работу полностью не оплатила. И тогда ООО "Эра" пошло в суд, требуя взыскать с епархии не только 458 тыс. рублей задолженности, но еще и пени с процентами на общую сумму 50 507 рублей 86 копеек.
Затем стороны заключили мировое соглашение, которое и утвердил суд. По соглашению, Нижегородская епархия обязалась заплатить 200 тыс. рублей деньгами, а все остальное вернуть духовностью. "Ответчик также обещает возносить молитвы о здравии раба Божиего Арсеньева Ивана Михайловича и раба Божиего Лепустина Сергея Александровича, их семей и благополучии во всех их благих делах и начинаниях", — говорится в тексте мирового соглашения и, как следствие, в определении суда.
Хотя появление таких формулировок в судебном документе выглядит забавно, на самом деле ничего сверхъестественного не произошло. Стороны вольны договориться в своем мировом соглашении о чем угодно; хоть кувыркаться можно в уплату долга, если истец не возражает. Суд лишь утверждает соглашение.
Поэтому новшеством здесь можно считать не решение суда, а сам факт того, что Нижегородская епархия, по сути, расплатилась за котельную молитвами. Это, между прочим, далеко не первый случай, судя по картотеке арбитражного суда, когда у епархии требуют денег за выполненные работы. Но до сих пор молитвы никому не полагались — речь шла только о деньгах.
Как идея нововведение, предложенное нижегородскими священнослужителями, просто ослепительно. Даже удивительно, как до него не додумались раньше в других, куда более духовно богатых регионах. Вот, например, не так давно правительство Петербурга согласилось выделить еще 435 млн рублей на строительство стадиона на Крестовском острове. Материалы у строителей, видите ли, выросли в цене.
У нас такое воцерковленное правительство, а предложить строителям компенсацию в виде молитв, объяснив, что здоровье и благополучие семьи куда важнее, чем какие-то деньги, не догадалось. Конечно, администрация — это не сама епархия. Но договориться-то можно было наверняка. В крайнем случае, можно было пообещать в частном порядке свечку за здравие строителей поставить. Свечки от таких людей, да на Афоне, дорогого стоят.
А какие возможности это сулит российскому правительству, в случае если оно столкнется с нехваткой денег на пенсии и зарплаты! Каждому бюджетнику и пенсионеру можно будет посулить компенсировать деньги молитвами за здравие. Зря у нас, что ли, РПЦ храмы отдают? Дальнобойщикам, опять же, можно было пообещать по молитве в месяц. Митингов протеста после этого можно будет не опасаться, а экономия выйдет значительная, и то, и другое в условиях кризиса крайне важно.
Единственное, что еще следовало бы уточнить, так это порядок исполнения условий мирового соглашения. Ведь совершенно непонятно, как проверить, действительно ли в церквях Нижнего Новгорода будут молиться за здравие Сергея Лепустина и Ивана Арсеньева, насколько усердно, — и можно ли будет предъявить претензии, если истцы паче чаяния заболеют и все-таки столкнутся с каким-нибудь неблагополучием.