Учредители бизнес-премий активно предлагают компаниям стать "лучшими" за умеренную плату. Приняв такое предложение, предприниматель рискует не только получить бесполезную награду, но и собственными руками нанести удар по репутации своей компании.
В последнее время предприниматели все чаще получают своеобразные «письма счастья», в которых им сообщают, что в соответствии со статистическими данными их компанию причислили к одной из лучших в регионе. Далее в том же письме ошарашенного внезапным достижением руководителя приглашают поучаствовать в церемонии вручения премии, или даже не участвовать, а просто без лишней шумихи принять все новые звания и дипломы. И только обратившись по указанному в письме электронному адресу или телефону, тот выясняет, что за звание "лучшей компании" или "руководителя года" придется выложить вполне солидную, особенно для небольшого предприятия, сумму.
Генеральный директор коммуникационного агентства Spice Media Виктория Кулибанова, получившая одно из таких писем, рассказывает, что при обращении по указанному телефону ей были озвучены следующие суммы: 96 тыс. рублей – за участие в церемонии награждения и 40 тыс. рублей – за скромное получение медали без всяких церемоний. Она также объясняет, что многие ее коллеги получали подобные письма, но поучаствовать в дорогостоящей раздаче наград никто из них не отважился. Правда, такое благоразумие свойственно далеко не всем.
Потратиться на тщеславие
Те, кто решается потратить часть бюджета компании на получение премии, все же находятся. Их, по мнению Виктории Кулибановой, в первую очередь мотивирует собственное тщеславие.
"В этом случае для лауреата неважно, как ему досталась награда (бесплатно или за взнос), он отчаянно собирает любые знаки, подтверждающие его значимость: будь то диплом, фото в газете или что-то еще", – говорит она.
Другой причиной, по которой руководитель компании решит потратиться на тот или иной титул, может стать обычное неведение и твердая уверенность в том, что получение премий – это как раз тот случай с бесплатным сыром, а не наоборот.
"По моим наблюдениям, до сих пор есть много компаний, которые глубоко убеждены, что получить что-то просто так невозможно и за все надо платить: за дипломы, за статьи в СМИ и т. д. Поэтому предложение получить "премию за взнос" для них – нечто нормальное", - объясняет Виктория Кулибанова.
Есть за что платить
Впрочем, необходимость оплатить регистрационный взнос не всегда должна настораживать. Эксперт премии HR-бренд Нина Осовицкая объясняет, что церемония – вещь достаточно затратная. А заранее определенный сбор для участников поможет провести мероприятие на должном уровне и не сделать его убыточным для организаторов. При этом важно, чтобы взнос был одинаков для всех участников и никак не влиял на получение награды.
"Существуют и другие варианты, когда организация получает письмо, что она уже выбрана лауреатом бизнес-премии какой-то неизвестной организации, и, при обязательной оплате взноса участника, вы становитесь обладателем диплома. В таком случае стоит очень серьезно задуматься, скорее всего, компания-организатор - шарлатан, врученный ею диплом никак не отразится на повышении имиджа вашей компании, вы только понесете финансовые затраты", - описывают ситуацию с бизнес-премиями Наталья Зубова, директор по маркетингу группы компаний Energy Consulting.
Платный удар по имиджу
В последнем случае руководителям, решившим заплатить за получение премии или достойного места в рейтинге, стоит опасаться не только бессмысленных затрат. Вариант, когда получение такой премии никак не скажется на имидже компании, – один из лучших. Но велика вероятность, что в итоге компания сама заплатит за удар по собственной репутации.
"Думаю, что в сегменте В2В получение "премии за взнос" вряд ли скажется на имидже компании. Скорее всего, те, кто в курсе, что премия платная, просто проигнорируют данный факт. А вот в сегменте В2С возможны варианты, когда недовольные клиенты компании могут не оставить этот факт без внимания и обязательно воспользуются случаем, чтобы позлословить в социальных сетях", - говорит Виктория Кулибанова.