Миллиардер Зиявудин Магомедов, приложивший немало усилий, чтобы расположить к себе городских чиновников, потерял единственный петербургский подряд на 2 млрд рублей. В его компании говорят, что месяцами дожидались авансов и согласований от Смольного.
Смольный расторг
контракт с компанией "Стройновация" (входит в группу "Сумма" Зиявудина Магомедова) на пробивку Финляндской улицы в Колпино за 2 млрд рублей. Контракт был заключен осенью 2014 года. Это был один из самых крупных дорожных госзаказов года, борьба за него длилась с июля. В "Стройновации" обещали выполнить все работы в срок и собирались работать даже зимой.
Подрядчик должен был построить Финляндскую улицу в Колпино от Советского переулка до Софийской улицы (длина участка 4,4 км), в том числе возвести мост через реку, перенести инженерные коммуникации, организовать 13 остановок для общественного транспорта и парковки с местами для инвалидов. Срок сдачи объекта - IV квартал 2016 года. Однако с тех пор, как был заключен контракт, стройка почти не продвинулась.
Как пояснили "ДП" в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), контракт расторгли из-за того, что "Стройновация" не уложилась в сроки. Новый конкурс объявят весной на сумму, близкую к первоначальной. Из этого можно сделать вывод, что до конца года дорога в Колпино точно не появится.
Пробивка улицы важна для успешной работы недавно открывшегося в Колпино изолятора "Кресты-2". Сейчас остро стоит проблема подъездов к нему, а также к расположенной неподалеку промзоне Ижорских заводов.
В качестве аванса "Стройновация" получила 140,8 млн рублей, по данным портала госзакупок. В КРТИ пояснили, что подрядчик отработал около 36 млн рублей, выполнив небольшой объем работ: подготовил проект и проложил канализационные трубы. Остальные деньги компания вернула по банковской гарантии.
В "Стройновации" утверждают, что отстали от графика не по своей вине, а из-за чиновников. "Мы получили разрешение на строительство с задержкой на 220 дней, в конце сентября 2015 года. Аванс был задержан на 263 дня, его выдали в августе 2015 года, а в начале ноября 2015 года заказчик уже опубликовал уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке. Мы, со своей стороны, не видим никаких проблем в реализации данного проекта и других проектов в Петербурге. Мы заинтересованы работать с городом", - сказали в компании.
При этом в КРТИ говорят, что аванс выплатили в соответствии с контрактом в августе, но затем работы практически не велись. В комитете также отмечают, что обычно подрядчики начинают работать без аванса, и используют для этого собственные средства или берут кредиты.
Других крупных контрактов у "Суммы" в Петербурге нет. До сих пор структуры "Суммы" выполняли в Петербурге в основном федеральные заказы. С 2011 по 2013 год компания "Интэкс", также входящая в группу, восстанавливала исторический облик и интерьеры Морского собора в Кронштадте. Еще одна фирма группы "Глобалэлектросервис" прокладывала подводный кабель по дну Финского залива.
В октябре 2015 года "Интэкс" завершил работы над намывом на Крестовском острове за 2,2 млрд рублей. Намыв открывали в торжественной обстановке, и глава КРТИ Сергей Харлашкин очень благодарил подрядчика за то, что работы выполнили в срок. Сейчас участок закрыт, рядом строится метро и стадион "Зенит-арена" к чемпионату мира по футболу 2018 года.
На рынке дорожного строительства бытует мнение, что Зиявудин Магомедов постарался "подружиться" с петербургскими чиновниками, прежде чем выводить свою компанию на местный рынок. И в качестве дружеского жеста "Сумма" в 2014 году спонсировала трансляции игр футбольного клуба "Зенит" в чемпионате России. По оценкам экспертов, компания выделила на это 80-100 млн рублей.
Также на рынке считается, что группу "Сумма" на петербургский рынок привел бывший "строительный" вице-губернатор Марат Оганесян. В Москве группа "Сумма" реконструировала Большой театр под его контролем, а в курируемом тогда Оганесяном комитете по строительству работал Игорь Игнатков, выходец из "Транснефти" и экс-сотрудник "Суммы". Марат Оганесян ушел в отставку весной 2015 года.
Также, по данным источников "ДП" из дорожно-строительной отрасли, проблемы "Стройновации" могут быть связаны с инфляцией. По словам источников "ДП", компания искала субподрядчика, который занялся бы этими работами, и при этом рассчитывала на определенный генподрядный процент - 30%. На момент заключения контракта эта перспектива выглядела более-менее реальной. Но со скачками курса рубля и усугублением кризиса идти на субподряд на таких условиях никто не захотел, а меньший процент не устраивал генподрядчика. В результате контракт стал совершенно невыгодным.
Однако в компании это отрицают. "Девальвация рубля никак не отразилась на стоимости проекта. Все используемые материалы российского производства, и в нынешних условиях проект остается привлекательным. Мы не видим никаких проблем в его реализации", - сказали в компании.
Больше того, за срыв работ "Стройновацию" могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого заказчик, то есть КРТИ, должен подать заявку с жалобой в ФАС. По данным "ДП", КРТИ уже направил такую заявку антимонопольщикам, но ответ пока не получил. Такая заявка окончательно испортит отношения Смольного с "Суммой", ведь после попадания в реестр компания не сможет участвовать в конкурсах на госзаказ в течение 2 лет.