Руководитель группы компаний "Приозерский лесокомбинат" Александр Озеров - о том, как отрасль деревянного домостроения переживает кризис.
Отрасль деревянного домостроения переживает не лучшие времена. Но именно сейчас у отечественных производителей домов из бруса появилась возможность потеснить на рынке финских конкурентов.
Покупатель активно ищет замену финским домам на отечественном рынке. Благодаря девальвации рубля дома от российских производителей оказались в 2,5–3 раза дешевле зарубежных.
Ломается и навязанная годами аксиома о том, что финские дома по качеству лучше отечественных. Хотя и в прошлые годы крупные производители клееного бруса в Ленобласти, в том числе и наш комбинат, выпускали продукцию с набором дополнительных опций (обработка торцов, шлифовка, антисептирование и др.), поскольку придирки к нам были на порядок выше, чем к зарубежным коллегам.
В кризис сложно говорить о развитии, так как все оборудование для производства домов из клееного бруса импортное. Тем более сложно пробиваться на европейский рынок, который уже распределен между местными производителями.
Зато внутренний рынок дает дополнительные возможности для развития.
Сейчас, на мой взгляд, имеет смысл делать ставку на строительство баз отдыха, мини–гостиниц, коттеджей для аренды. Короткие сроки строительства таких объектов из бруса, невысокая цена и комфортность позволяют компаниям, работающим в сфере деревянного домостроения, конкурировать с производителями каркасных и пенобетонных строений.
Неудивительно, что выпуск таких домов отечественными компаниями растет. Наш комбинат, например, за прошлый год увеличил выпуск коттеджей для аренды на 40%.
В этом году также ожидается рост заказов коммерческой недвижимости из Крыма. Активно застраиваются курорты Северного Кавказа. Фронт работы расширяется.
В кризис, правда, сокращается число покупок со стороны клиентов среднего класса. Кроме того, покупатели все чаще приобретают дома меньшей площади. За последнее время средняя площадь такого дома сократилась с 200 до 130–150 м2.
В связи с желанием клиента сэкономить увеличивается и число покупателей, которые строят эти дома самостоятельно. В кризис, соответственно, увеличивается предложение от "серых" строительных бригад, предлагающих сборку домов на 20–30% дешевле официальных строительных компаний. Но, как правило, после окончания строительства заказчик понимает, что по факту экономии не получилось. Ведь сметы на такое строительство растут из–за необходимости проведения дополнительных работ. Понятно, что "белые" строительные компании несут дополнительные издержки на налогах и прочих расходах. Но эти компании гарантируют качество выполненных работ.
Что касается сегмента элитного строительства, то тут свои особенности. Сейчас растет популярность домов свободной планировки. За счет отсутствия в таких домах внутренних стен стоимость дома можно уменьшить на 35–45%.
В любом случае нужно стараться видеть в происходящем вокруг не только плохое, но и хорошее. Кризис — время возможностей. Его надо использовать максимально эффективно на благо бизнесу.