В США разгорается новый дизельный скандал. Жертва и на этот раз немецкий автоконцерн Daimler AG, производитель Mercedes. На дизельных двигателях якобы отключается контроль за вредными выбросами, когда температура за бортом падает ниже 10 градусов. У российских покупателей подобные истории традиционно вызывают только ухмылку.
Иск к европейскому гиганту подан от имени юридической фирмы Hagens Berman Sobol Shapiro LLP, которая ранее засветилась в дизельном скандале с Volkswagen, сообщает Bloomberg. Правда, на этот раз компания представляет группу частных лиц. Видимо, поэтому драматического падения акций Daimler AG пока не последовало — вчера, 19 февраля, на торгах Берлинской биржи они дешевели на 4%, однако торги закрылись падением всего в 2,5%.
Скандал вокруг Volkswagen разразился в середине сентября прошлого года. Американское агентство по защите окружающей среды забило в набат из-за системы фильтрации в дизельных двигателях: во время испытаний их ПО включало фильтры на полную мощность, но в повседневных условиях те почти не работали. Из-за вредных выбросов, которые превышали установленные в США нормы почти в 40 раз, к расследованию подключились и минюст, и крупные штаты, включая Нью-Йорк. Концерн обязали отозвать 482 тыс. авто, проданных в США за 6 лет. Против компании подали десятки коллективных исков. В общем, история раскрутилась серьезная, но акции компании рухнули, как только факт манипуляций с выбросами открыто признал сам Volkswagen. За несколько дней подешевев на 33%, компания потеряла более 25 млрд евро рыночной капитализации.
Уже тогда эксперты говорили, что под подозрение попадут все европейские производители. Совпадение это или нет, но на волне скандала вокруг Volkswagen стало известно, что Daimler AG меняет ПО датчиков, контролирующих выбросы, у 11 тыс. автомобилей. В компании уверили, что такие уведомления владельцам Mercedes Sprinter начали рассылать еще в июне, а к проблемам Volkswagen это не имеет никакого отношения. Акции компании в тот период упали примерно так же, как и вчера, лишь на несколько процентов.
Вчерашнее падение по итогам дня составило только 2,5%. Подешевев до 63,17 евро, ценные бумаги не добрались даже до годового минимума в 59,06 евро. Несколькими днями ранее акции компании падали серьезнее — ниже 62 евро: 16 февраля компания сообщила, что начинает сокращать сотрудников на американских заводах. Дело в том, что иск к Daimler AG пока, очевидно, выглядит менее серьезно в силу того, что государство в этой истории пока никак не участвует. Да и перспективы судебной тяжбы пока не ясны — вопрос, примет ли иск американский суд в принципе. Вполне возможно, что акции компании вообще не пострадают, считает финансовый аналитик ИК "Доходъ" Владимир Киселев.
Топ-10 автобрендов в США в 2015 году
Источник: "Автостат"
Поскольку скандал снова раскручивают в США, это уже начинает походить на серию заказных историй против конкурентов, предполагает генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин. Подтверждает это и статистика. Ни один немецкий производитель не попал в топ-10 самых продаваемых в США легковых авто, хотя иностранных брендов там немало: Toyota (3), Honda (4), Nissan (5), Hyundai (7), KIA (8) и Subaru (9). Первые же два места с продажами по 2,5 млн и 2,12 млн автомобилей делят Ford и Chevrolet, отмечается в исследовании "Автостата". Однако динамика роста у того же Volkswagen одна из лучших — прирост по сравнению с 2014 годом составил 29,2%, он делит второе и третье места с KIA, на первом месте — Infiniti с 31,8%. Если сузить данные до премиум-сегмента, то два первых места делят именно Mercedes и BMW c продажами по 372,9 и 346 тыс. авто, насчитал "Автомобили.ru". Ближайшие американские конкуренты Buick и Cadillac продали по 223 тыс. и 175,2 тыс. машин.
Заказная это кампания против немцев или нет, ее интересанты вполне очевидны. Если власти США сами не предпринимают протекционистских мер, их к этому можно подтолкнуть. Игра на струнах заботы об экологии со стороны простых потребителей тоже дает свой эффект — американцев хлебом не корми, дай повод посудиться с корпорациями. Кроме того что отзыв, пусть даже ради замены нескольких деталей, автомобиля сулит миллиардные издержки (Volkswagen выделял на это 6,5 млрд евро), это удар по репутации — тоже вполне себе инструмент конкурентной борьбы на Западе. Но не у нас.
Во-первых, потому что забота об экологии еще явно не стала пунктиком в массовом сознании. Ну подумаешь, углекислый газ, тьфу ты господи прости, зато автомобиль хороший. А во-вторых, никто не готов в наших реалиях, когда все рушится, воевать с ведущими иностранными инвесторами на государственном уровне. Симптоматично, что на днях Росстандарт признал факт нарушений российского законодательства Volkswagen, но штрафовать компанию не стал. Однако и тестов чиновники не проводили, поскольку "Фольксваген Групп Рус" сама отозвала более 40 тыс. авто для замены ПО: в России программу замены начали почему-то сильно позже — 12 февраля. Факт нарушения законов РФ в компании не признавали: модели с такими двигателями концерн отзывает во всех странах, где они продавались, сообщала пресс-служба концерна.
К тому же не совсем понятно, в чьих интересах такой скандал мог бы разразиться в России, рассуждает Михаил Чаплыгин. В прошлом году в России продали около 140 тыс. автомобилей с дизельными двигателями, приводит он статистику. "Это не только импортные машины, но и те, что производятся на территории страны. Лидеры по объему продаж — "газели", — говорит эксперт. Рядом с ними Mercedes Sprinter, Toyota Land Cruiser Prado — не то чтобы массовые модели. Среди легковых дизельных автомобилей присутствуют такие бренды, как Mercedes, Volvo и BMW.
Топ-20 самых продаваемых автомобилей в Петербурге в 2015 году (49% от всех продаж)
Источник: Auto-Dealer-СПб