Заместитель председателя петербургского отделения "ОПОРЫ России" Андрей Горюнов о том, как малый бизнес вытесняют с российского рынка меховых изделий.
На прошлой неделе кабмин внес на рассмотрение нижней палаты парламента проект федерального закона, по которому с 1 апреля 2016 года все изделия, относящиеся к предметам одежды, выполненные из натурального меха, должны быть промаркированы. На чипы будет заноситься информация о производителе и поставщике товара, и проверяющие органы — сотрудники таможни или инспекторы в магазинах — смогут при помощи специальных устройств получать соответствующие сведения об изделии. Без чипов шубы будут признаны нелегальными, и их конфискуют. Эти меры якобы должны снизить давление серого импорта на легальных импортеров и производителей. Но сейчас на 90% серым импортом как раз таки занимается крупный бизнес: отшивает шубы в Китае и дубленки в Турции десятками тысяч изделий. Закон, конечно, остановит ставший не нужным теперь серый импорт, но, распространив действие на производство в России, уничтожит небольшие меховые ателье, которые, кстати, давно закупают сырье и шьют шубы в России. Административные и финансовые издержки (для кодирования товара необходимо вступить в ассоциацию GS1 RUS и ежегодно платить за это) будут для предпринимателей обременительны. Российский рынок меховых изделий окончательно поделит крупный бизнес.
Конфликт интересов малого и крупного бизнеса пока никто не отменял. Явно видна спешка и необдуманность проекта. Почему уже сейчас на сайте ФНС прописаны все требования и действия предпринимателя для маркировки и при этом висит ссылка на постановление правительства без номера и даты? Знаю, что уже начался поток вступающих в ассоциацию GS1 RUS, а на каком основании? Много вопросов и к ФАС. Что за термин "легальность производства", если лицензирование его отсутствует? Какие реально преследуются цели в маркировке? Если это борьба с контрафактом, то она регулируется уже давно. Если с серой растаможкой, то еще вопрос, кто ее проводит — импортер или ФТС? Все товары, которые импортируются в Россию, не промаркируешь, а перекладывать эту проблему на бизнес явно несправедливо. Некоторые ссылаются на опыт ЕГАИС, однако он оказался печальным для малого бизнеса. Простой пример: изначально не планировалось применять систему для малых пивоварен, но, как оказалось, применили. А теперь готовятся поправки в ФЗ, которые избавят пивоварни, производящие менее 300 тыс. дал пива, сидра или медовухи в год, от необходимости подключаться к системе. Уже не в первый раз интересы малого бизнеса учитывают по остаточному принципу и откладывают на потом, хотя раз за разом жизнь учит обратному.