Основатели обувной фабрики Burgerschuhe на волне импортозамещения намерены производить 1 млн пар в год и запустить франшизу розничной сети. Пока компания высокой прибылью похвастаться не может, но ее выручка ежегодно растет.
Название
Burgerschuhe
с немецкого можно перевести как "обувь горожанина". Это имя петербургское ООО "Эффенберг", производящее и продающее обувь, получило в 2001 году. До этого предприятие на Цветочной ул. сменило три названия.
Взять в свои руки
Все началось с фабрики "Победа" в 1910 году, после революции название изменили на "Пролетарскую Победу". В 1964 году предприятие вошло в состав ленинградского обувного объединения "Скороход".
В 1987 году российским рынком заинтересовался немецкий концерн Salamander, так было создано одно из первых зарубежных совместных предприятий (СП). От сотрудничества с Salamander фабрика получила немецкое оборудование, новое название "Ленвест" и в 1992 году довела выпуск обуви до 2,6 млн пар в год.
Читайте также:
TOM TAILOR усиливает экспансию в Петербурге
Обувь под брендом "Ленвест" считалась самой качественной из отечественной продукции. Но затем все резко изменилось: через 2 года Salamander вышел из состава СП. Некоторое время фабрика работала по инерции, но в новых рыночных условиях советское мышление привело к банкротству. Производственные цеха на Лиговском пр. уже не представляли для руководителей интереса, компания периодически срывала поставки, но заказы принимала.
В середине 1990–х с "Ленвестом" работали многие фирмы, в том числе владельцы небольшой оптовой компании Яков Мезиас и Николай Троицкий. После очередного отказа в выдаче оплаченного товара бизнесмены решили изменить отношения с увядающей обувной фабрикой. "Сначала мы просто привозили на "Ленвест" материалы, потом начали сотрудничать теснее. На тот момент руководителям фабрики уже было все равно, кто что делает в цехах на Цветочной, поэтому я взялся за снабжение и производство, а Николай начал организовывать сбыт", — рассказывает гендиректор Burgerschuhe Яков Мезиас.
Производственные площадки арендовали у банка, выкупившего их на торгах (год аренды обходится около 1,3 млн рублей), и вложили примерно 4 млн евро (около 100 млн рублей по тогдашнему курсу) в оборудование.
"Нашим преимуществом было умение продавать, советское сознание работников не вязалось с рыночными реалиями", — вспоминает Яков Мезиас. В 2001 году партнеры придумали новую марку, так как под брендами "Ленвест" и Salamander новой компании торговать было нельзя.
В новых условиях
Сегодня компания занимает 6,5 тыс. м2 — четверть от работающих в лучшие годы фабрики цехов. На производстве занято около 300 рабочих. Burgerschuhe производит 300 тыс. пар обуви в год — с 2012 года его объемы выросли в 1,5 раза. В планах за 4–6 лет утроить объемы и выпускать 1 млн пар обуви. Пока компания высокой прибылью похвастаться не может, но ее выручка ежегодно растет — с 800 млн рублей в 2013 году до 1,08 млрд рублей в 2015–м.
С 2005 года компания продает обувь через собственную сеть магазинов. В нее вошли торговые точки, как открытые Burgerschuhe, так и арендованные компанией у партнеров "Ленвеста".
Всего у компании сегодня 15 магазинов в Петербурге и Ленобласти. В планах на этот год открыть еще две торговые точки, а в дальнейшем продавать по России франшизу на открытие фирменных магазинов. Инвестиции в открытие одной точки составляют 16–17 млн рублей, окупается она за 3 года. Оборот сети, утверждают владельцы, растет каждый год на 13–30%.
Чем мы хуже
Как рассказывают предприниматели, производить обувь в России непросто. Фабрика ощущает дефицит кадров. Другой больной вопрос — сырье. Компания вынуждена 70% комплектующих закупать за рубежом: кожу — в Пакистане, Корее и Испании, натуральный мех — в Китае (там перерабатывают и продают австралийскую овчину), нитки и фурнитуру — в Турции, Китае, Украине и Италии.
С учетом курсовых колебаний затраты растут. Из–за санкций против Турции в январе Николаю Троицкому даже пришлось разослать контрагентам уведомление о возможном срыве 30% поставок. Пока из российского сырья, которым фабрика довольна, у Burgerschuhe только коробки.
Остальные материалы, которые предлагают российские производители, не отвечают по качеству, разнообразию ассортимента и цене.
"Заниматься производством в России тяжело, были мысли бросить все и начать отшивать в Китае, — признается Николай Троицкий. — Хотя ведь и в России есть традиции производства обуви, есть талантливые люди. Но главное — есть желание".
Объем российского рынка обуви оценивают в 200 млрд рублей, при этом местные производители занимают не более 20% рынка.
Директор по развитию ООО "Калевала" Олег Павлов соглашается, что почти все российские производители обуви зависят от импортного сырья. "Кризис тянется уже много месяцев, и из–за курсов валют закупочная цена уже оказывается выше того психологического барьера, когда потребители готовы платить", — говорит Олег Павлов.
В итоге торговые сети ищут российских производителей, тех, кто готов предложить цену в рублях или невысокую цену. "Покупатели же заняты поиском акций и скидок. В общем, на рынке обуви сейчас непросто", — заключает он.
Крупные российские заводы в основном выпускают резиновые сапоги, кеды и чешки в низком ценовом сегменте. Среди петербургских лидеров рынка — LITFOOT, Manul, NBN и др. В Петербурге и Москве есть также производители обуви на заказ, а средний ценовой сегмент традиционно почти полностью занят импортной продукцией.