Запустившись прошлой осенью, новая продуктовая сеть "Удачный" планирует довести число своих магазинов до 40 к концу года. Новый розничный проект объединяет продавцов — индивидуальных предпринимателей под одной крышей. По мнению игроков рынка, формат прилавочной торговли найдет своего ностальгирующего по советским магазинам покупателя.
Розничная сеть "Удачный" появилась в Петербурге осенью прошлого года. Сейчас у ретейлера работает 10 магазинов, в планах на 2016-й — открыть еще 30. У сети необычный формат, больше напоминающий рынок, — несколько прилавков отдельных продавцов под одной крышей. За каждый отдел мясной, молочной и овощной продукции отвечает отдельный индивидуальный предприниматель, координирует их работу компания ООО "Сити". До "Удачного" Александр Азаров, совладелец сети, занимался аналогичным проектом "Фермер". Когда начался кризис, бизнесмены оценили упавший спрос и решили создать магазин для потребителей с умеренными финансовыми возможностями. Поэтому в магазинах "Удачный", который владельцы предпочитают называть гастрономом, можно встретить много пенсионеров.
На полке "Удачного" владельцы решили собрать производителей, которым трудно попасть в федеральные сети, в этом конкурентное преимущество нового ретейлера. Инвестиции в открытие одной точки составляют 3,5 млн рублей. Развивается "Удачный" на заемные средства, а для закупки оборудования работает с лизинговыми компаниями. В дальнейших планах "Удачного" запуск франшизы и выход в регионы.
Представители сети снимают помещение в аренду и сдают в субаренду места продавцам. Сейчас магазины сети работают в спальных районах, чаще всего встретить вывески "Удачного" можно в Выборгском и Красносельском районах. Сейчас "Удачный" ищет новые помещения стоимостью в среднем 1,2 тыс. рублей за 1 м2, говорят в консалтинговых компаниях города. Так, в компании "АРИН" рассказали, что "Удачный" ищет помещения в аренду от 200 до 600 м2. По данным "ДП", выручка магазина подобного формата может доходить до 500 тыс. рублей.
"Продуктовая розница сейчас активнее всего ищет помещения, а формат мини-рынка "Удачного" достаточно интересен, многие девелоперы о таком задумываются", — отмечает Людмила Рева, независимый эксперт рынка недвижимости. Представители классической продуктовой розницы единогласно утверждают, что необычный для ретейла формат "Удачного" найдет своего покупателя. "Люди старшего поколения, которые привыкли к советским универсамам, заинтересованы не просто купить товар, а еще и пообщаться с продавцами. И вот им такие магазины будут очень близки", — делает прогноз Дмитрий Попов, заместитель генерального директора сети "Лукошко".
Но конкурировать с федеральными сетями "Удачному" будет непросто. Объединение индивидуальных предпринимателей по ценам вряд ли сможет составить конкуренцию федеральному ретейлу из-за издержек при закупке товаров, считает Игорь Бернштейн, заместитель гендиректора сети "Диета". С другой стороны, пока магазины такого формата работают по своим правилам, и там, как и на рынке, не установлены кассовые аппараты. Это притом что чек сотрудниками должен выдаваться, как в магазине. "Если вы повесили вывеску "Магазин", к вам предъявляются соответствующие требования, а пока вопрос соблюдения законодательства при такой системе торговли остается открытым", — считает Игорь Янковский, генеральный директор сети "Реалъ. Свежие продукты".