Петербургские предприниматели Александр Марьинский и Артем Киселев продают в торговых центрах модные шерстяные носки и варежки. Оборот их компании "Шерстянки" в одном только Петербурге превышает 20 млн рублей за полгода — столько длится сезон. Курсы валют не влияют на их бизнес. А температура — еще как.
Артем Киселев (34 года) и Александр Марьинский (26 лет) знают толк в теплых вещах. Под брендом "Шерстянки" они продают носки, варежки, гетры и гольфы. Их бизнес сезонный: на то, чтобы заработать деньги, есть только полгода. А самый горячий сезон длится вообще меньше 1,5 месяца: с 1 декабря по 10 января. За это время на торговле шерстяными изделиями в Петербурге им удается выручить больше 20 млн рублей. Общий оборот компании бизнесмены не раскрывают, однако эксперты, оценивая их присутствие в других крупных городах России (Екатеринбург, Москва, Казань, Челябинск, Уфа), допускают, что оборот за сезон может достигать 50 млн рублей.
Бойся оттепели
Бизнесмены впервые увидели друг друга в 2012 году. Знакомство состоялось на новогодней ярмарке в "Мега Парнас": Артем продавал тогда кедровые мини–бани для SPA, Александр — игрушки–антистресс. Тогда проект "Шерстянки" уже 2 года приносил прибыль Артему, но требовал масштабирования. Оглядываясь назад, Артем признается: он подыскивал себе партнера, и Александр стал идеальным кандидатом — молодой, энергичный, с опытом в бизнесе. Так у компании "Шерстянки" появился совладелец. В том же 2012 году молодые люди вложили в развитие дела 2,5 млн рублей собственных средств.
По сути, фирма — посредник между производителями шерстяных изделий и потребителями. Она работает с тремя поставщиками из Тамбовской области: это небольшие семейные производства, нередко домашние. В таком деле, говорит Александр, большая часть успеха — это строгий контроль качества. Возвращать обратно приходится примерно 3% изделий. На то, чтобы набрать "базу", которая обеспечит доход, у предпринимателей есть полгода: они активно закупаются носками и варежками, делают заказы, рисуют новые модели и заполняют склады. Достижением компании Александр считает шерстяные гетры со снегирями. Они смотрятся стильно, и их хорошо берут. Самое опасное для бизнеса — оттепель. "Если температура выше нуля, что в Петербурге случается нередко, то бизнес стоит. Не важно, декабрь это или январь. Зато стоит термометру показать чуть меньше нуля, продажи идут вверх", — отмечает Артем.
Главный доход бизнесменам приносит продажа варежек, но больше всего продается носков. "Это товар импульсивного спроса: увидел, вспомнил, что нет носков, и купил, — рассказывают партнеры. — Наша аудитория — посетители ТЦ: женщины с детьми, семейные пары".
Бизнес привязан к ярмаркам и новогодним распродажам. В это время в Петербурге открывается более 20 точек под брендом "Шерстянки", все они располагаются в проходных ТЦ. Впрочем, продажи начинаются еще в сентябре, в это время появляется спрос на детские шерстяные носки: отопления дома еще нет, а ноги должны быть в тепле. Про себя взрослые вспоминают уже зимой. Про друзей — под Новый год, им берут носки и варежки на подарки.
Шерстяные изделия важно трогать и мерить, стандартизации они не поддаются, считают предприниматели, поэтому продажи в Интернете почти не идут. Впрочем, отказываться от этого направления они не собираются и все равно рассчитывают в будущем на интернет–магазин. Также в планах на этот год предложение франшизы.
Дикие носки
Основными конкурентами остаются уличные продавцы. Последнее веяние: производители, купив чулочно–носочные станки (стоимостью около 100 тыс. евро), сами выходят на рынок через крупных ретейлеров, например "Ашан".
Собственным производством Артем и Александр обзаводиться не хотят: "Мы строим систему сбыта, а это другой бизнес". К тому же станки не предполагают полного отказа от ручного труда: то, что выходит с такого станка, нужно еще сшивать и валять, чтобы получить готовый к носке товар. За сезон в одном городе предприниматели продают до 60 тыс. единиц шерстяных изделий.
Рынок шерстяных чулочно–носочных изделий в Петербурге можно оценить в 50 млн рублей. Но эта цифра не включает в себя выручку палаточных ярмарок и рынков вроде Апраксина Двора, а вместе с ними объем рынка увеличится в 2–3 раза. По сути, главная заслуга Артема и Александра состоит в том, что они перенесли дикий рынок в ТЦ и дали возможность покупателям выбирать носки и варежки в привычном месте.