Голкипер московского "Локомотива", в прошлом году ставший гражданином РФ, приглашен в национальную команду на товарищеские матчи против Литвы и Франции.
Этого следовало ожидать, все к этому шло, но все равно звучит крайне непривычно: в сборную России по футболу вызван вратарь Гильерме. Первый в истории натурализованный игрок в нашей национальной команде. Конечно, можно вспомнить, что Сергей Семак вообще-то из Ворошиловградской области, а Виктор Онопко из Луганска (и таких примеров множество), но все-таки они родились в СССР, и выбор в пользу сборной России не был удивительным. Случай с Гильерме совсем другой.
Гильерме Алвим Маринато родился в 1985 году в штате Минас-Жерайс, а в "Локомотив" приехал в 2007 году, став первым бразильским вратарем в российском футболе. Долгое время вообще казалось, что это какой-то мифический персонаж: голкипер провел лишь несколько матчей за молодежную команду, получил тяжелую травму, затем еще одну, долго лечился, и "железнодорожники" уже подумывали о том, как бы от него избавиться. Лишь спустя 2 года Гильерме дебютировал в основном составе москвичей и с тех пор его не покидал.
В составе "Локо" бразилец признавался лучшим игроком команды в сезоне, завоевал бронзовые медали чемпионата России — 2014 и Кубок России — 2015. В нашей стране Гиля, как называют его в команде, провел уже больше 8 лет и почти в совершенстве освоил язык. Еще в начале 2012 года в трансляцию матча плей-офф Лиги Европы "Локомотив" — "Атлетик" (Бильбао) попал эпизод, в котором бразилец настраивал на второй тайм партнера по команде Дениса Глушакова: "Глушак, бей по воротам!" — на чистом русском языке призывал Гильерме. Сейчас он уже спокойно дает интервью на великом и могучем.
22 ноября 2015 года Гильерме получил российское гражданство и перестал считаться легионером в РФПЛ. Скептики говорили, что это сделано лишь для того, чтобы "Локомотив" проще обходил лимит на легионеров, но Леонид Слуцкий посчитал иначе и вызвал натурализованного вратаря в сборную на товарищеские матчи против Литвы и Франции, которые состоятся 26 и 29 марта.
Понятно, что в сборной России есть безоговорочный первый номер — Игорь Акинфеев, который уступит место в воротах только в экстренном случае. Но такие экстренные случаи с ним, увы, не редкость. Голкипер ЦСКА по ходу карьеры перенес две очень тяжелые травмы колена (в 2007 и 2011 годах), на чемпионате мира 2 года назад он серьезно подвел сборную своими ошибками. В апреле Игорю исполнится 30 лет — это вовсе не критичный возраст для вратаря (Гильерме на полгода старше), но, учитывая, что на высоком уровне он дебютировал в 17 и с тех пор провел больше 500 матчей, альтернатива ему точно не помешала бы.
На фото: Гильерме
Казалось бы, главным конкурентом Акинфееву должен стать Юрий Лодыгин, но все мы прекрасно помним, какой игровой кризис он пережил прошлой осенью, сев в запас "Зенита". Все остальные российские вратари тоже далеки от идеала: Владимир Габулов перестал попадать в состав "Динамо" (и ему уже 32), у Артема Реброва из "Спартака" вообще нет международного опыта (и ему тоже 32), у Сергея Рыжикова достаточно опыта, но ему вообще уже 35, Александр Беленов, как кажется, упустил момент, чтобы перейти из "Кубани" в более сильный клуб и перестал прогрессировать. Судя по всему, два места во вратарской заявке на Евро закреплены за Акинфеевым и Лодыгиным, а за право стать третьим Слуцкий намерен устроить кастинг между Гильерме и Станиславом Крицюком из "Краснодара", также впервые приглашенным в сборную.
Возможно, что от того, как быстро и удачно Гильерме сможет интегрироваться в состав российской сборной, зависит весь процесс натурализации футболистов для сборной России. Не секрет, что другие сборные очень активно используют легионеров: в составе Франции или Германии коренные французы и немцы уже остались в меньшинстве, и даже в сборной Украины есть серб и бразилец.
Следующим после Гильерме натурализованным россиянином должен стать защитник немецкого "Шальке" Роман Нойштедтер, родившийся в Днепропетровске и имеющий российские корни, но вопрос с получением им российского гражданства пока затягивается, возможно, потому что он не хочет отказывать от паспорта Германии. Также известно о том, что есть взаимный интерес между российской сборной и бразильским защитником ЦСКА Марио Фернандесом, но это уже скорее с прицелом на домашний чемпионат мира 2018 года.
Теоретически за сборную России могли бы играть бразильцы Вандерсон, Ари и Жоаозинью из "Краснодара", новичок "Спартака" парагваец Лоренцо Мельгарехо, да даже зенитовец Хави Гарсия, на счету которого лишь два товарищеских матча за Испанию, что не мешает смене футбольного гражданства. Все они сильные игроки, способные принести пользу нашей национальной команде. Но что это будет тогда за сборная? Как это скажется на исконно российских футболистах? Будут ли поддерживать такую сборную болельщики? Вопрос натурализации очень тонкий, и каждый случай индивидуален.
Судя по реакции в Интернете, вызову Гильерме в сборную России большинство болельщиков обрадовалось. Он приятный парень, говорит на нашем языке, провел много лет в одной команде и даже заслужил капитанскую повязку, плюс его прямой конкурент Акинфеев имеет не лучшую репутацию. Удачи, Гиля.