Продуктовые рынки выживают в столице сетевого ретейла за счет выбора ниши качественных и уникальных продуктов. Благодаря этому даже в кризис продажи у них сокращаются медленнее, чем у других торговцев.
Кризис и сокращение доходов населения негативно отразились на работе продовольственных рынков — их показатели сократились в среднем на 10%, но хоронить этот формат торговли рано — те немногие рынки, которые выстояли под гнетом сетевой торговли, способны пережить такие мелочи, как экономные покупатели.
Средний класс редеет
Петербург на протяжении последних десятилетий удерживает статус столицы сетевого ретейла. По оценке "ИНФОлайн", сети сейчас занимают 85% продовольственного рынка. На исконный русский формат торговли — рынки — приходится не более 0,1% рынка Петербурга. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР), в Петербурге работают около 20 рынков, их годовой оборот, по разным оценкам, может составлять до 1 млрд рублей.
В 2015 году финпоказатели большинства рынков снизились. По данным Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, в кризис не многие покупатели готовы делать выбор в пользу рынков, в результате их посещаемость упала, средний чек снизился на 10%. Кризис ударил по среднему классу — основному покупателю рынков.
Государству принадлежат только два рынка: недавно переживший модернизацию Хасанский и призванный заменить Апраксин Двор Гражданский рынок. Остальные объекты, здания рынков, частные компании арендуют у города. После объединения профильных комитетов в КИО работать стало сложнее, с документацией разобраться теперь непросто, рассказывают в Сытном рынке. Большинство городских рынков — наследие советского времени, но есть и новые объекты. Так, рынок премиум–класса "Ферма–маркет" площадью 2 тыс. м2 открылся в ноябре в Приморском районе. По словам Евгения Смирнова, представителя компании, говорить о прибыльности "Ферма–маркета" пока рано, покупательная способность падает.
По информации КРППР, сейчас инвесторы работают над строительством двух объектов в Приморском районе и одного в Калининском. Правда, некоторые участки были выданы еще 5 лет назад.
Рынок без фермеров
Средняя заполненность продовольственного рынка составляет около 70%. На известных рынках она выше. Например, на Хасанском заполнены 83% торговых мест. Основной продовольственный ассортимент — мясо и молочные продукты разных регионов России, овощи и фрукты из Азербайджана и Таджикистана. Мясо и молоко поставляют небольшие сельхозпредприятия, правда, вопреки красивому наименованию "фермерские", таковых на рынке практически нет. Как объясняет глава Ассоциации крестьянско–фермерских хозяйств (КФХ) Михаил Шконда, брать фермерскую продукцию на реализацию рыночные торговцы отказываются из–за высокой стоимости, поэтому на каждом рынке представлено по одному–два хозяйства. У Хасанского рынка есть планы по освоению "рыбного" направления. Как говорят в Центре контроля качества товаров (продукции), работ и услуг, которому подконтролен рынок, это особенно актуально в условиях импортозамещения. Ассортимент будет включать свежую и деликатесную рыбу из российских регионов: Мурманска, Каспийского моря, Дальнего Востока, Карелии, Камчатского края и других. Рыбное направление на Торжковском рынке развивают молодые предприниматели. Вообще, среди арендаторов сегодня все больше стартаперов, рассказывает Леонид Яцук, глава Торжковского рынка.
Плата за проходимость
Для малого бизнеса аренда места на рынке — хорошая возможность развития, но и плата за место высока. По данным участников рынка, стоимость аренды на Сытном рынке составляет 500–1500 рублей в день, в зависимости от конкретного места и площади прилавка. На Хасанском рынке торговое место обойдется в 1300 рублей за 1 м2 в месяц, прилавок длиной 1,4 м стоит 220 рублей в день. На Мальцевском рынке в зависимости от категории товара стоимость аренды составляет от 100 рублей за 1 м2 в день. Владимир Меньшиков, исполнительный директор НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга", считает, что это весомые затраты для малого предпринимателя.
Перспективы формата
"Пока в стране есть сельское хозяйство, будут и сельскохозяйственные рынки", — уверен Леонид Яцук. А вот Алексей Третьяков, глава петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, не так оптимистичен: "Цель рынков сейчас остаться в живых и заработать побольше".
"Хотелось бы верить, что рынок не станет архаизмом, что мы сможем сохранить этот формат торговли для наших потомков", — говорит руководитель одного из рынков. По его словам, рынки остались островком неформального общения с покупателем: "Есть покупатели, которые годами приезжают к нам, продавцы, которые давно работают, знают не только их имена, но и историю семьи".
“
Насколько мне известно, на всех городских рынках сейчас есть свободные места, примерно 30% площадей. Основная причина в том, что конкуренция с торговыми сетями большая, ну и не буду скрывать, покупательная способность падает, это все чувствуют. В то же время у рынков есть большие преимущества — широкий, иногда уникальный ассортимент, ничего похожего в сетях вы не найдете, также возможность сторговаться по цене, попробовать, что ты покупаешь. Среди покупателей рынков есть и депутаты, и врачи. Рынки — это отдельный формат, другой сегмент.
Ашот Эфендиев
владелец сети фруктовых павильонов
“
Катастрофы с городскими рынками не произошло. Наш сегмент торговли много лет съеживался, особенно под давлением сетей, но 4 года назад этот процесс остановился, народ понял, что на рынке есть продукты, которые в сетях не купишь. На рынках в основном работают малые предприниматели с хорошим качественным товаром. У нас большой выбор мяса, молочных продуктов, дорогие овощи и фрукты. Я надеюсь, что именно отличие от сетей по ассортименту позволит петербургским рынкам развиваться. Тенденции к ухудшению я не вижу. В кризис покупателей больше не стало, но не стало и меньше, хотя цены поднялись.
Борис Элькин
гендиректор ООО "Сытный рынок"