Экономист Дмитрий Прокофьев рассказывает про рабов, меха и нефть, которые в разное время были главными статьями российского экспорта. Он вспомнил, что происходило, когда цены на эти товары вдруг падали.
Внешэкономбанк сообщил о том, что падение реальных доходов и зарплат населения в России стало беспрецедентным. "Мы с 1990–х годов такого шока не имели", — воскликнул главный экономист ВЭБа.
Что теперь делать? С тем, что основной причиной экономического кризиса стало снижение цен на нефть, согласны почти все. Другое дело, что показателем качества системы служит не кризис как таковой, а реакция на этот кризис.
Обратившись к истории, мы можем узнать, к каким действиям властей приводили колебания цен на главный экспортный ресурс страны. Ресурс этот мог быть различным, а цены на него могли идти как вверх, так и вниз.
Автор "Повести временных лет" простодушно рассказывал о желании князя Святослава иметь столицу "в Переяславце–на–Дунае — туда стекаются все блага: из Греческой земли: золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же — меха, мед и рабы". Женщины были самым прибыльным товаром. На русском внутреннем рынке рабыня оценивалась в пять шкурок куницы. А в Константинополе русская красавица обходилась покупателю уже в три сотни таких шкурок. Естественно, что первым массовым налогом на Руси оказался сбор на "выкуп из рабства". Выкупать из рабства нужно было членов собственной семьи, рассчитываясь с княжескими "коллекторами" товарами или мехами.
Читайте также:
Авторская колонка
Как России избавиться от бедности
Пятьсот лет спустя рабов в качестве главного экспортного товара заменили меха. (Рабы тоже никуда не делись, просто этот рынок стал внутренним.) Цикл взлета и падения цен на пушной экспорт Московии совпал по времени с царствованием грозного царя Ивана. "Мягкая рухлядь" чрезвычайно подорожала в Европе XVI века из–за небывалых холодов, получивших название "малый ледниковый период". Наполнив казну доходами от продажи мехов, владыка московитов учредил опричнину, прошелся огнем и мечом по русским городам, а своих европейских партнеров даже в официальной переписке называл собаками.
Но в какой–то момент меха подешевели — из–за появления на европейском рынке сравнительно дешевой овечьей шерсти из Англии и мехов из недавно открытой Канады. Денег у царя Ивана не стало, пришлось отказываться от внешней экспансии и обращаться к "внутренним ресурсам". Обращение это выразилось в дальнейшем закрепощении крестьян.
Разрешению экономического кризиса это не помогло. Московский бюджет продолжало лихорадить. И государь Алексей Михайлович придумал новый способ пополнения казны. Налоги было приказано собирать серебром, а "бюджетные выплаты" осуществлять медью по тому же номиналу. С теми же, кто не хотел брать медную копейку взамен серебряной, власти, по свидетельству современника, поступали так: "Того ж дни повесили со 150 человек, а остальным всем был указ, пытали и жгли и по сыску за вину отсекали руки и ноги…".
Однако государственные финансы стабилизировать не удалось. Серебро вообще исчезло из наличного оборота. Царю пришлось отказаться от "фиксированного курса" медных денег.
Но вот спустя 350 лет россиянам почти повезло. На рубеже ХХ века мировая экономика вступила в так называемый сырьевой суперцикл. Рост городского населения в сочетании с низкой производительностью сельского хозяйства спровоцировал подъем цен на зерно — тогдашний главный товар российского экспорта. Правительству удалось ввести в обращение "твердый" золотой рубль, а государь Николай Александрович даровал подданным Манифест об усовершенствовании государственного порядка". Правда, он же ввязался и в мировую войну, перечеркнувшую в итоге все экономические достижения "Серебряного века Империи".
В 30–е годы прошлого века Великая депрессия привела к падению цен на российское сырье. Но товарищ Сталин ответил на этот вызов учреждением колхозной системы, позволившей государству изымать у населения столько ресурсов, сколько требовалось. К слову, паспорта колхозникам начали выдавать только в 1974 году — странным образом это "послабление" следовало по времени за трехкратным повышением цен на нефть. Правда, нефть вскоре подешевела снова, и тут уже власти предложили гражданам решать свои проблемы самостоятельно. Получилось то, что получилось.
В начале нового века повышение цен на нефть сопровождалось увеличением присутствия государства в экономике, чего стоила хотя бы национализация нефтяных компаний. Но вот цены снизились, и мы слышим разговор о том, что "Роснефть" может вернуться в частные руки.
Еще ничего не решено.