Контейнерные терминалы Петербурга и Усть–Луги загружены менее чем наполовину. Они потеряли за 2015 год 28% грузов, которые оттягивает порт Бронка, предлагая грузовладельцам низкие тарифы в рублях.
С апреля многофункциональный перегрузочный комплекс "Бронка", запущенный в декабре 2015–го в коммерческую эксплуатацию, планирует регулярно принимать суда контейнерных линий и паромных компаний. "Сейчас мы подписываем контракты с Finnlines, Transfennica. Их суда начнут регулярно заходить к нам с апреля", — говорит Алексей Шуклецов, исполнительный директор ООО "Феникс".
Представители судоходных компаний более осторожны. "Твердых планов по Бронке у нас пока нет. Может быть, подпишем контракт быстро, может, еще подумаем, сколько судозаходов делать. Изучаем условия, оцениваем спрос. Клиентам новый порт интересен по техническому оснащению, сервису. Но пока рано оценивать его и делать прогнозы. Ситуация на рынке сложная", — говорит гендиректор Transfennica Russia Денис Негодаев.
Бронка ведет переговоры и с логистическими компаниями, представляющими интересы грузовладельцев, предлагает им выгодные тарифы, причем в рублях, чего раньше стивидоры не делали. Бронка готова отнять у петербургских терминалов последнее — ее мощностей как раз хватит, чтобы "переварить" весь объем местных терминалов. Но они не сдаются.
Обороты на низких тарифах
Прошлый год для российских контейнерных терминалов на Балтике стал худшим после кризисного 2008–го: оборот стивидоров Петербурга, Калининграда, Усть–Луги в среднем упал на 28%, а всего портовики обработали за прошлый год 1,7 млн teu (20–футовых контейнеров).
Ниже рынка (в среднем на 31%) просели терминалы, входящие в группу Global Ports (она контролировала 73% мощностей российских контейнерных терминалов на Балтике до запуска Бронки, а теперь — 54%). Один из самых крупных терминалов группы, "Петролеспорт", потерял за 2015 год 43% грузов, сократив оборот до 376 тыс. teu. В целом загрузка терминалов на Балтике упала в 2015 году с 61 до 47%.
Сегодня выигрывает только тот, кто предлагает меньшую цену. Спрос на морские перевозки падает не только в России, а по всему миру. Судоходные компании снижают фрахт. Стоимость доставки контейнера из Китая в Петербург упала более чем вдвое — до $700–1000. А петербургские терминалы в 2015 году даже повысили тарифы, отмечают участники внешнеэкономической деятельности: за обработку контейнера приходится платить как за перевозку — $700–900.
После запуска Бронки тренд меняется. Рыбный порт дает по погрузочно–разгрузочным работам тарифы на $200 ниже средних и наращивает обороты, отмечают логисты.
Контейнерный терминал Санкт–Петербург (КТСП), входящий в UCL Holding Владимира Лисина, в первые 2 месяца 2016 года увеличил оборот на 99%. В компании не стали комментировать такой резкий рост. Участники рынка объясняют рывок гибкой тарифной политикой западных партнеров компании. "КТСП работает в интересах американской Mediterranean Shipping Company. Они снизили фрахт, тарифы на перевалку", — говорит представитель конкурирующей организации.
Лицом к лицу
По словам Ирины Капитановой, заместителя гендиректора ГК "Балтика–Транс", сегодня, когда грузополучатели считают каждый рубль и влияют на решение перевозчиков о том, куда доставить и выгрузить товар, стивидоры вынуждены идти на переговоры с грузовладельцами и их представителями и предлагать особые условия. "За клиентов идет борьба. А конкуренция оказывает позитивное влияние на качество услуг, заставляет анализировать и оптимизировать тарифную политику. Появилась возможность заключать прямые договоры, специальные условия под гарантированный объем грузов, получать скидки и даже пересматривать валюту платежа", — говорит Ирина Капитанова. По ее словам, Бронка помимо новейших технологических решений и отличных инфраструктурных преимуществ, в отличие от конкурентов, готова устанавливать тарифы частично в рублях, что актуально.
Бронка, по словам логистов, готова обрабатывать контейнеры на $100 дешевле, чем конкуренты, и это не предел снижения. В интервью "ДП" Дмитрий Михальченко, владелец холдинга "Форум", открыто заявил, что готов демпинговать. "Если понадобится, чтобы перенаправить масштабные грузопотоки, почему бы и нет?" — говорит миллиардер.
"Ситуация такая: либо Бронка получит меньше грузов, чем ей нужно для рентабельной работы, либо получит грузы, но по цене, которая ее вряд ли будет устраивать", — резюмирует Александр Головизнин, директор по направлению "аналитика и логистика" компании "Морстройтехнология". На крайний случай поможет административный ресурс. Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов уже предложил сосредоточить таможенное оформление в Бронке (тогда грузовладельцы сами уйдут из Петербурга, и цены не придется снижать). Правда, пока инициативу Бельянинова не поддержали региональные власти. Но, может, позже их мнение изменится.