ООО "Свои люди" вложит более 20 млн рублей в открытие в городе новых магазинов и постройку цеха по переработке рыбы.
Компания "Свои люди" занимается продажей дикой рыбы из Мурманска, с Дальнего Востока и из Якутии. Оборот фирмы только в Петербурге в 2015 году составил более 20 млн рублей, в этом году план — 50 млн рублей.
Гендиректор и совладелец ООО "Свои люди" Антон Искандыров рассказывает, что добиться этого можно в том числе за счет открытия новых магазинов компании в Петербурге.
Рост вопреки обстоятельствам
Сейчас у фирмы есть рыбный магазин в Московском районе, ведется продажа и в интернет–магазине. В течение этого года у фирмы откроется еще три магазина-кафе, один из них — в Приморском районе. Это будет точка площадью 170 м2. Инвестиции в один магазин составят около 3-4 млн рублей. Кроме того, в Петродворцовом районе за 6 млн рублей у компании будет построена кухня по переработке рыбы. "Свое производство позволит нам увеличить ассортимент и обеспечить продукцией новые торговые точки", — поясняет Антон Искандыров. Помимо линейки соленой и копченой рыбы фирма планирует выпускать рыбные полуфабрикаты премиум-класса, например замаринованные куски рыбы. Проектная мощность предприятия составит до 100 т продукции в месяц.
В то же время компания пытается уладить судебные споры. В декабре 2015 г. ООО "Центр А" подало на ООО "Свои люди" иск о банкротстве, в марте 2016 года иск предъявило ООО "Найс". Общая сумма долгов компании, по словам Антона Искандырова, — 700 тыс. рублей. Он уточняет, что судебные дела связаны с московским филиалом компании, который срывает сроки вноса арендной платы, но погашение долгов уже началось.
Безрыбье рынка
По данным агентства "Инфолайн", в 2015 году в России объем производства рыбы и рыбопродуктов вырос на 3,5% по сравнению с 2014 годом и составил 3,8 млн т.
На долю СЗФО приходится более 30% от общероссийского производства, на долю Петербурга — 2,6%, или 98,1 тыс. т (на 13,3% меньше, чем за 2014 год). В городе ниша сетевых рыбных магазинов практически пустует. На рынке работают рыбные отделы в сетях и несетевых магазинах, а также рыбная лавка при ресторане La Maree.
Участники рынка считают: сейчас не время развивать продажи дорогой рыбы. "Спрос в премиальном сегменте из-за кризиса снизился, но растут продажи дешевой рыбы и рыбного фарша. Ассортимент в рыбных магазинах достаточно узкий, расширять его за счет импорта — значит, повышать цены, и тогда можно будет рассчитывать на спрос только 3-4% населения города", — рассуждает руководитель ГК "Карельский комбинат" Максим Трало.
Директор исследовательской компании "Грифон-Эксперт" Александр Петренко, напротив, считает, что у рыбопереработки есть перспективы, в том числе потому, что регион находится вблизи портов и промысловых районов Балтийского моря. Но есть сложности. Наблюдается сильная нехватка сырья: импорт рыбы сократился, экспорт увеличивается, в то время как улов не растет. В 2014 году потребление рыбы в Петербурге составило 95 тыс. т. По оценке Тамары Решетниковой, руководителя исследовательского агентства "Технологии роста", за 2015 год емкость рынка сократилась на 10-12%, а цены на продукцию выросли на 8-10%. Доля импорта с 28% в 2014 году снизилась до 20% в 2015-м. Импорт шел из Норвегии, Исландии, Китая, Чили, Эстонии и с Фарерских островов.