Как злоумышленники угоняли самолеты в прошлом веке

Автор фото: wikimedia.org

Об угонах самолетов мир не слышал уже почти 10 лет. Произошедшее в Египте в этом плане — событие беспрецедентное. "ДП" вспомнил о временах, когда захват воздушного судна был обычным делом, а тех, кто его совершил, даже невозможно было осудить.

Сегодня утром стало известно об угоне самолета EgyptAir, следовавшего из Александрии в Каир. По требованию злоумышленника судно посадили в Ларнаке, а большая часть пассажиров была отпущена почти сразу после посадки. Спустя несколько часов сдался властям и сам захватчик.
Между тем событие вполне можно назвать беспрецедентным, уже почти 10 лет о серьезных угонах самолетов мир не слышал. Исключения составляют разве что страны, в которые без особой необходимости вообще мало кто отважится лететь. Что касается цивилизованных стран, то, к примеру, предыдущий захваченный самолет — в аэропорту Ларнаки 20 лет назад. А редкие попытки угонов последних лет в большинстве своем пресекались еще до посадки. В ряде случаев опасность для пассажиров и экипажа была минимальной, а инициатором несостоявшегося угона оказывался обычный хулиган, перебравший с алкоголем до или во время полета. Но так было не всегда. С середины прошлого столетия количество случаев угона самолетов начало расти с невиданной скоростью. Если с 1948 по 1957 год в мире было угнано всего 15 самолетов, то в следующие 9 лет эта цифра увеличилась больше чем в 3 раза.

Золото и революция

Технически первым случаем угона воздушного судна, точнее попыткой такового, считается случай 1931 года. Тогда перуанские повстанцы захватили американского пилота Байрона Ричардса и приказали ему направить свой самолет в Лиму, над которой они хотели сбросить листовки, призывающие к  революции. Пилот просто-напросто наотрез отказался лететь, и угон так и не состоялся, а воздушные пираты еще долгое время никому особо не докучали.
Но в 1948 году мир услышал об очередном случае угона самолета, на этот раз уже пассажирского. Тогда группа преступников под руководством китайца Чиу Тока решила захватить гидроплан Cathay Pacifiс, следовавший из Макао в Гонконг. Злоумышленники планировали ограбить несколько богатых пассажиров, перевозивших золото, а также оставить несколько человек в заложниках с целью получения выкупа. Так как о предполетном досмотре в те времена вообще никто не слышал, преступники без труда пронесли оружие в самолет и уже приготовились к легкому ограблению. Правда, воздушные пираты не смогли предвидеть, что прошедший Вторую мировую войну экипаж окажет серьезное сопротивление, в результате которого самолет рухнет в воду. После крушения рыбакам удалось спасти лишь одного из 26 человек, им оказался один из преступников, но судить его в итоге оказалось не за что. Законов, предусматривающий ответственность за угон воздушного судна, на тот момент просто не существовало.

25 лет за портрет Че Гевары

В период так называемого "золотого века" авиации самолеты угоняли по самым разным причинам — с целью ограбления пассажиров, получения выкупа или выдвижения иных требований. Но зачастую захватчики просто настолько хотели вырваться из страны, где они проживали, что готовы были идти на крайние меры. Кубинцы, например, бежали в США от режима Кастро, жители восточной Германии стремились попасть в западные районы страны, а граждане СССР пытались вырваться за пределы железного занавеса любой ценой.
Бывало и наоборот. Например, в 1968 году американец Лоуренс Родс, совершивший к тому моменту ограбление в  Западной Вирджинии, как ни в чем ни бывало поднялся на борт самолета авиакомпании Delta в аэропорту города Тампа. На пути в Уэст-Палм-Бич он приставил пистолет к голове стюардессы и потребовал отвезти его в Гавану. Требования были выполнены. По прибытии власти Кубы угостили пассажиров злополучного рейса лимонадом и кофе и раздали им портреты Че Гевары в качестве сувениров. Профессиональная гольфистка Барбара Ромак, оказавшаяся в том самолете, позже охарактеризовала свой полет весьма неожиданным образом: "Это было великолепно и принесло мне большую известность, чем победа в турнире Women’s Open".
Сам Родс попросил предоставить ему политическое убежище. Уже 2 года спустя он смог беспрепятственно выехать в Испанию, но в 1971 году был выслан обратно в США, где был приговорен к 25 годам тюремного заключения.  В целом же попытки вырваться на Кубу были крайне популярны в те годы. Только в ноябре 1968 года было зафиксировано четыре случая захвата самолетов в США с целью перелета на Кубу, в январе 1969 года число таких угонов достигло девять.

Угоны под занавес

Но пока американцы рвались на закрытую для них Кубу, жители СССР пытались оказаться за пределами железного занавеса. Первый угон самолета в Стране Советов был совершен именно с этой целью. В 1970 году отец и сын, Пранас и Альгирдас Бразинскасы, во время перелета из Батуми в Сухуми застрелили стюардессу, ранили нескольких членов экипажа и потребовали посадить самолет в Турции. После приземления в турецком Трабзоне семья захватчиков была арестована, но власти Турции так и не выдали Бразинскасов СССР.
Вдохновившись успехом Бразинскасов, в 1983 году группа, состоявшая из семи человек, представителей грузинской золотой молодежи, также предприняла попытку захватить самолет, следовавший по маршруту Тбилиси — Батуми — Киев — Ленинград, и тоже направить его в Турцию. После того как экипаж отказался выполнять требования злоумышленников, те начали стрелять по салону. Самолет в итоге экстренно посадили в тбилисском аэропорту, и после того как многочасовые переговоры с террористами не дали результатов, было решено идти на штурм. Оставшиеся в живых террористы были задержаны и позже предстали перед судом, а в результате несостоявшегося угона погибли семь человек — пассажиры, члены экипажа и два преступника. Одним из участников захвата оказался священнослужитель.
Пять лет спустя очередную попытку покинуть Советский Союз на захваченном самолете предприняла семья Овечкиных. Мать и 10 ее детей пронесли оружие на борт, спрятав его в музыкальных инструментах. Однако попытка угона также оказалась неудачной: самолет посадили на военном аэродроме и взяли штурмом.

Полет с последствиями

По мере того как количество угнанных пассажирских самолетов продолжало расти, усиливался и контроль за авиационной безопасностью. В 1970 году по приказу президента США Ричарда Никсона безопасность пассажирских рейсов начали обеспечивать федеральные  агенты, 2 года спустя в американских аэропортах стали появляться портативные металлоискатели. После захвата самолета Бразинскасами первые отечественные металлоискатели появились и в СССР, а в начале 1980-х в Советском Союзе для досмотра багажа начали использовать рентгено-телевизионные интроскопы. В итоге к концу 90-х годов XX века проблему угонов самолетов стали считать фактически побежденной. Но 11 сентября 2001 года мир потрясла серия террористических атак, во время которых были захвачены четыре самолета американских авиалиний United airlines и American Airlines. Три воздушных судна были направлены в здания башен-близнецов и Пентагона, четвертый самолет упал на поле юго-западной части штата Пенсильвания. В результате теракта погибли почти 3 тысячи человек, а авиационная безопасность после этих страшных событий была поднята на новый уровень. Ряд авиакомпаний заявил об укреплении дверей в кабину пилотов (в СССР эту идею реализовали еще в 1970-х после случая с Бразинскасами). Предполетный контроль в аэропортах был усилен в очередной раз и теперь включал в себя проверку обуви.
Сегодняшний угон самолета в Египте показал, что, вероятнее всего, ранее предпринятых мер недостаточно. Конечно, возможно, вопрос здесь только в безопасности египетских аэропортов, полеты в которые теперь Россия наверняка возобновит не скоро. Но так как совсем недавно обнаружились серьезные изъяны и в системе безопасности аэропорта Брюсселя, проблема, судя по всему, несколько шире. В таком случае, в скором времени можно ожидать новой волны усиления мер авиационной безопасности.