Прогноз Альфа-Банка о том, что резкий рост цен на нефть ударит по экономике сильнее, чем их падение, вызвал много споров. Ответ на вопрос, что лучше для России — дешевая нефть или дорогая, — после провала импортозамещения перестал быть очевидным.
Восстановление цен на нефть несет более серьезную угрозу, чем их снижение для российской экономики — такой необычный вывод делает и в своем макроэкономическом обзоре главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова.
Вред от резкого взлета цен на нефть обусловлен провалом политики импортозамещения, говорится в обзоре. Импортозамещение в России вылилось в "много шума из ничего": доля сельскохозяйственного сектора в экономике почти не выросла по сравнению с докризисными годами, а доля импорта в розничном потреблении сократилась до 35% с 43–44%, то есть не так сильно, как могло бы быть, исходя из просадки рубля, обосновывают свой тезис в Альфа-Банке. Также в обзоре в качестве аргументов приводятся результаты опросов, проведенных Институтом Гайдара: почти 60% производителей не могут запустить импортозамещение, потому что отсутствуют российские аналоги. Также аналитик ссылается на данные Всемирного банка, по которым 70% российских компаний используют иностранные сырье и полуфабрикаты.
Угрозу российской экономике создают как раз неприятные последствия этого провала, рассуждает Наталья Орлова. Рубль в номинальном выражении ослабел более чем в 2 раза, что по логике должно было привести к значительному вытеснению импорта из структуры потребления и ВВП. Однако этого не произошло: доля импорта в ВВП сохраняется на уровне 2011—2013 годов (21%). В случае резкого восстановления цены на нефть и укрепления рубля покупательская способность россиян в иностранной валюте вырастет. Это приведет к взлету импорта, а рост импорта означает существенный вычет из ВВП.
Тем временем прогноз по профициту текущего счета в этом году — 3,5% ВВП, но этот прогноз слишком уязвим к возможному росту рубля в ответ на подорожание нефти, говорится в обзоре. "Накопленная инфляция в 2014–2015 годах составила 26%; в случае восстановления цены на нефть до $80–$90 за баррель справедливая стоимость рубля составит 45–50 рублей за доллар, что нейтрализует благоприятный эффект предыдущего ослабления курса для экономики", — прогнозирует Наталья Орлова. В связи с этим Минфину будет очень сложно избежать роста социальных расходов в ближайшие 2 года. Структура ВВП не сильно поменялась в связи с проблемами в макроэкономике, социальные расходы составляют 21% ВВП, поэтому для бюджетной политики это не очень хорошая новость.
Когда ждать взлета цен
В ближайшие месяцы опасаться этих рисков не стоит, потому что, как уже ранее писал "ДП", фундаментальных поводов для резкого роста стоимости нефти по-прежнему нет. Предложение на рынке нефти по-прежнему превышает спрос, и нефть находит повод для роста только в ожиданиях — встречи экспортеров в Дохе 17 апреля, на которой экспортеры могут договориться о заморозке добычи нефти на уровне января этого года, и ожиданиях, связанных с монетарной политикой центробанков.
Однако в более дальней перспективе эти риски вполне реальны, соглашаются с Альфа-Банком другие опрошенные dp.ru аналитики. По прогнозу старшего аналитика ГК Forex Club Алены Афанасьевой, для того чтобы Brent ушла в район $70 за баррель, что, по ее мнению, на текущий момент выглядит "потолком", необходимо сочетание трех факторов. "Во-первых, все нефтедобытчики не только соглашаются заморозить, но и сократить объем добычи — хотя бы на символическую цифру. Во-вторых, американские объемы добычи не должны вновь начать восстановление с ростом цен: законсервированные скважины должны остаться в прежнем состоянии. В-третьих, Китай должен начать подавать признаки восстановления темпов роста экономики с соответствующим потенциалом увеличения спроса на нефть", — перечисляет Алена Афанасьева.
Территориальный директор "
БКС Премьер
" Вадим Исаков называет два возможных фактора для резкого роста: "схлопывание" рынка и форс-мажор. "Снижение цен вынудило сокращать инвестиции в отрасль, производители с высокой себестоимостью и невозможностью увеличивать долг постепенно уходят с рынка. Соответственно, мировые темпы роста потребления нефти растут быстрее, чем темпы увеличения добычи. При прочих равных к концу 2016-го или же в 2017 году профицит на рынке может исчезнуть, — считает Вадим Исаков. — Вторая возможная причина взрывного роста — это какой-то форс-мажор, которые выбьет с рынка одного или нескольких крупных производителей (война, эмбарго, стихийные бедствия и др.). Предсказать такой сценарий не представляется возможным".
Меньшее из двух зол
Вопрос о том, что в итоге хуже для российской экономики — восстановление цен на нефть или их дальнейшее падение, — вызывает споры, мнения аналитиков кардинально расходятся.
Для российской экономики в целом рост нефти вовсе не нужен, особенно если есть планы переориентироваться на более сбалансированную структуру развития отраслей, считает Алена Афанасьева. "В текущих условиях слабой национальной валюты создается искусственная тепличная среда для самых слабых секторов. За этот период отрасли могут нарастить объемы, наладить торговые отношения и просто получить необходимый опыт. Если же нефть резко пойдет вверх, все эти преимущества отечественная экономика потеряет. Выиграют лишь нефтедобывающие компании (причем немного) и компании-импортеры", — считает она. "Низкие цены не нефть заставляют пересмотреть структуру нашей экономики. Удорожание до 100-110$ будет означать возврат к "нефтяной игле" и провал программы импортозамещения", — уверен ведущий специалист отдела контроля лимитов "Алор Брокер" Антон Ермаков.
"Только высокие цены на нефть способны помочь российской экономике относительно в короткие сроки преодолеть состояние рецессии, — спорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Дорогой Brent тут же решит проблему с дефицитом бюджета, позволит реанимировать прежние проекты развития нефтегазовой отрасли, восстановит доверие к национальной валюте, снизит инфляцию и повысит потребительский спрос".
"Глобально рост цен на товарных рынках и цен на нефть в частности приведет к большим потрясениям в мировой экономике. Однако для России это, безусловно, благо, которое приведет к резкому росту благосостояния граждан. Все измышления о негативных сторонах этого процесса — просто измышления. Для одного богатство — это проклятие, мешающее спасению его души, для другого — это возможность помочь ближнему. Каждый сам для себя выбирает, куда ему тратить сверхдоходы", — рассуждает аналитик RMG Василий Сапожников.
"Есть ряд очевидных положительных моментов от роста нефти, но в то же время при текущем государственном устройстве вряд ли мы увидим смену консервативной экономической политики и переключение на режим экономического форсажа. Можно вспомнить ситуацию после 2009 года. Подъем цен на нефть спровоцировал относительно краткосрочный позитивный эффект (2-3 года), после чего российская экономика постепенно начала замедляться. При резком росте цен на сырье вероятность повторения этого расклада очень высока. Вряд ли в таком случае экономическим блоком будет проведена работа над ошибками и мы увидим те самые "структурные реформы", о которых в последний год так много говорят. Как мне кажется, обсуждение сценариев влияния резкого роста цен на нефть на российскую экономику, скорее всего, будет бесполезным, потому что никакого взрывного подъема нефтяных котировок в ближайшее время мы можем не увидеть", — добавляет Вадим Исаков.
"Наиболее выгодно для российской экономики выглядит относительная стабильность рубля, его умеренное, равномерное, постепенное укрепление на фоне устойчивого и нерезкого роста стоимости углеводородов", — считает аналитик ИК "Премьер" Алексей Козлов.