Глава WelkerMedia Inc, ментор Founder Institute Los Angeles Артем Велькер — о том, что мешает российским стартаперам конкурировать с американцами и европейцами.
Я каждый год встречаю минимум пару команд из России и Украины в рамках международных акселераторов и программ развития бизнеса. По сравнению с представителями США, Европы и даже Азии наши соотечественники выглядят вяло — все начинается с неумения презентовать свои идеи и интегрироваться в экосистемы. Но, в сущности, этому не так уж сложно научиться. Есть гораздо более важные проблемы, которые мешают проектам из России.
Это, например, недооценка конкурентов. К сожалению, у российских команд обычно "нет конкурентов", так как исследовать рынки они не умеют, принимать во внимание небольшие компании не хотят, а представителей развивающихся стран воспринимают как отсталых и малообразованных. Но секрет победы на любом рынке не в том, чтобы быть лучшим, а в том, чтобы правильно определить конкурентов и идти своим "голубым океаном", где–то создавая свое, а где–то адаптируя удачные решения.
Еще одна ошибка — попытка выиграть исключительно в цене, но не в качестве. Это худшая стратегия из возможных! Всегда найдется тот, кто сможет сделать дешевле. Технологические комьюнити из Лос–Анджелеса активно используют дешевую рабочую силу из Армении. В Чикаго некоторые веб–студии и компании используют кадры из Уругвая. Поэтому конкурировать с ними можно и нужно качеством, но не ценой.
Российские стартапы обычно не умеют находить локальных партнеров и делегировать управление. Выход на внешний рынок почти всегда подразумевает или продажу франшизы, или открытие собственного филиала. И то и другое требует поиска релевантного партнера и формирования местной команды. У российских же команд почти всегда с этим проблемы. Делегировать кому–то свой бизнес они боятся — в ночных кошмарах видят, как их невероятную технологию и бизнес–модель украдут, скопируют или передадут пришельцам.
Читайте также:
Рейтинг
Топ-5 трендов у стартаперов
Если вы видите, что описание технологии в 10 раз больше описания продукта, знайте — это российский проект. Если набор функций и возможностей включает то, что нужно, и еще столько же того, что не нужно, знайте — это российский проект. Причем все в равной степени касается как "железных" проектов (hardware), так и IT–сервисов. В этом смысле даже индийские команды идут далеко впереди, запуская максимально сфокусированные на одной функции сервисы, которые работают без серьезных нареканий. Это Kissmetrics, Crazyegg, HelloBar и десятки других сервисов с очень простой и понятной ценностью, которые сегодня зарабатывают миллионы долларов.