Несмотря на успехи импортозамещения, доля импорта на цветочном рынке по-прежнему достигает 80%. Ассоциация "Теплицы России" просит поддержать российских цветоводов, которые не получают субсидий.
Ассоциация "Теплицы России" ведет переговоры с Минсельхозом о субсидировании цветоводов. "Мы обратились в Минсельхоз с просьбой поддержать производителей цветов, а также грибов, чтобы они получали все виды субсидий, как и другие производители. Пока этот вопрос рассматривается", — сказала "ДП" генеральный директор ассоциации Наталия Рогова.
Речь идет о поддержке в части субсидирования инвестиционных кредитов, а также 20% прямых затрат на инвестиционные проекты. По оценкам Ассоциации, российские производители занимают 12-15% цветочного рынка, остальное — импорт. "Мы прекрасно понимаем общее трудное положение, но строительство новых предприятий — это и импортозамещение, и налоги, и рабочие места", — говорит Наталия Рогова.
Эксперты говорят, что площадь промышленных цветочных теплиц сегодня по всей России занимает около 180 га. Чтобы занять 50% рынка, нужно построить хотя бы 400-500 га. При этом строительство 1 га теплицы в среднем стоит около 200 млн рублей вне зависимости от профиля. Отсутствие субсидий серьезно тормозит импортозамещение и развитие цветочных теплиц.
Если раньше одним из лидеров среди импортных цветов была Голландия (25% рынка), то сегодня их больше поставляют из Эквадора, Колумбии, Северной Африки, Израиля, Франции и других стран. Рынок свежесрезанных цветов в России в 2015 году превысил 2,1 млрд штук (в 2014 году — 1,9 млрд штук), некоторые игроки говорят, что к этой цифре стоит добавить "серый" ввоз — это еще плюс 30-40%. В денежном выражении он оценивается экспертами, если считать все виды растений, более чем в 160 млрд рублей.
Читайте также:
Импортозамещение
Импортных цветов на 8 Марта стало меньше
По данным комитета по АПК правительства Ленобласти, по итогам 2015 года областные цветоводы произвели 29 млн роз, 5 млн тюльпанов и 6 млн единиц цветочных культур для озеленения. В регионе действуют как крупные производители — "Новая Голландия", "Пулковские цветы", "Агролидер", "Приневское", "Племхоз им. Тельмана", — так и другие небольшие компании. Общая площадь цветочных теплиц сегодня составляет до 25 га. "Правительство Ленобласти по своей инициативе компенсирует цветоводам часть затрат на минеральные удобрения, топливо, пестициды, семена и т. д.", — говорит зампредседателя правительства Ленобласти по АПК Сергей Яхнюк.
Алексей Лякишев, операционный директор холдинга "Пулковские цветы", отмечает, что вопрос субсидий стоит остро. "Раньше существовали механизмы согласования и переноса платежей монополистам в зимний период, когда их доля значительно возрастает в себестоимости производства. Также были субсидии по электроэнергии и удобрениям. Но теперь этого нет. Кроме того, весь посадочный материал — импортный, его стоимость значительно выросла из-за скачка курса валют. В итоге мы отказались от ряда культур, потому что возможности поднимать цены нет — рынок не готов платить больше. А значит, компенсировать возросшие затраты нечем. К сожалению, нас не воспринимают как часть сельского хозяйства", — говорит Алексей Лякишев.
В пример он приводит Голландию, где цветоводство поддерживается государством и банками: производители получают кредиты на 25 лет под 0,5-3% и субсидии от государства.
Помимо отсутствия субсидий, остро стоит вопрос с рынком сбыта, особенно он касается небольших производителей. "Было бы хорошо установить для сетей лимит присутствия на полках локальных, региональных и национальных компаний", — отмечает Алексей Лякишев.
"Цветочный бизнес вполне рентабельный, но он требует серьезных капитальных вложений, срок окупаемости достигает 10 лет. Кроме того, высока конкуренция с импортным товаром. Мы рассчитываем, что нас поставят в равное положение с другими участниками отрасли. С точки зрения продовольственной безопасности розы можно приравнять к экзотическим салатам, которые почему-то субсидируются в отличие от цветов. Уже закрылся ряд цветочных теплиц в некоторых регионах. Кого-то подкосил скачок курса валют, потому что технологии используются в основном импортные", — говорит генеральный директор "Новой Голландии" Дмитрий Литовский.