Гендиректор сети бизнес-центров "Бастион" Владимир Руголь о том, как бизнес-центрам категории C найти арендаторов.
Малые и средние компании чаще всего могут позволить себе только небольшие помещения в недорогих деловых центрах категории С. Найти подходящее непросто: на рынке много как бы действующих предприятий, сдающих площади полулегально, не вкладываясь в ремонт. Такие псевдобизнес–центры создают у ищущих помещение иллюзию, что офис может стоить 200–300 рублей за метр, а склад — и того дешевле. Но получить за эти деньги придется неотремонтированное помещение с нарушением пожарных и экологических норм.
Чтобы отнести здание к какому–либо классу, даже С, нужно соблюсти ряд условий. Потому что наличие категории, как звездность у гостиницы, обязывает держать марку. Категория С — это как минимум исправные коммуникации, система пожаротушения, ремонт, кафе, ресепшен. Пусть даже это и бывшие заводы, типографии, конструкторские бюро и институты, внешне неказистые, — внутри все должно быть на уровне.
Реальная цена аренды популярных маленьких офисов класса С в Петербурге — никак не меньше 600 рублей за 1 м2. Кто–то скажет, что это дорого, но мысль о бесплатном сыре применима и к бизнесу. Цена адекватна спросу. При этом я считаю правильным не включать электроэнергию, уборку, парковку, воду по счетчику и прочее в арендную ставку. Во–первых, потому, что суммы могут меняться от месяца к месяцу, а во–вторых, отдельный подсчет прозрачен. Он показывает наглядно, на чем можно сэкономить, если возникла такая необходимость. А сейчас, в кризис, экономия лишней точно не будет.
Самый популярный метраж офиса в аренду в бизнес–центрах класса С — 10–20 м2, в зависимости от количества сотрудников. На 10 м2 более–менее комфортно, расположившись лицом к лицу, могут разместиться двое, на 20 м2 — до пяти человек. Обычно это бухгалтерские компании, проектные организации, интернет–магазины, небольшие производства, мастерские по ремонту, офисы продаж (как правило, они арендуют еще и склад).
Большинство арендующих помещения под мелкий и средний бизнес в первую очередь ориентируются на местоположение. При этом небольшим компаниям важна не престижность района, а транспортная доступность: проще говоря, предприниматели арендуют офис рядом с домом. Поэтому такой бизнес–центр в спальном районе никогда не будет пустовать. Важно и наличие неограниченной парковки, которое проще обеспечить в спальном районе.
В общем, главный совет арендатору — не вестись только на низкую цену: в конечном счете работа в холодном неотремонтированном офисе пользы бизнесу не принесет.