Компания "Велогород" разработала собственную систему велопроката взамен чешской, которая сейчас действует в Петербурге. Отечественную систему опробуют в Петергофе. А затем оператор попытается выйти с ней в другие города.
Весь прошлый год оператор городского велопроката в Петербурге ООО "Велогород" (до февраля 2016 года компания называлась "Байкинг Солюшнс") занималось разработкой собственной автоматической системы для аренды велосипедов, рассказал "ДП" генеральный директор компании Виталий Блаженов.
В систему велопроката входят станции для стоянки велосипедов, сами велосипеды, электроника, программное обеспечение. Система, работающая в Петербурге сейчас, – это чешская разработка.
Тестировать отечественную систему будут в Петергофе. По словам Виталия Блаженова, планируется установить 10 станций с сотней велосипедов. Станции изготовят в России, партнера для этого "Велогород" сейчас ищет, но велосипеды на линии будут китайского производства, поскольку "в России нет заводов, которые в таких промышленных масштабах производят велосипеды". Однако окончательная сборка, оснащение антивандальным оборудованием, а также GPS и ГЛОНАСС-трекерами будет происходить на собственной производственной базе "Велогорода" в Петербурге.
Трекеры отслеживания появятся на велосипедах "Велогорода" впервые – с их помощью оператор надеется уменьшить количество краж. В 2015 году в Петербурге похитили 59 велосипедов. Ориентировочно запуск проката в Петергофе может состояться в июне-июле, но конкретные даты пока неизвестны.
"Это будет запуск абсолютно новой системы, отечественное импортозамещение. Сеть затронет железнодорожные станции "Новый Петергоф", "Старый Петергоф", вход в государственный музей-заповедник. Возможно, при согласовании с администрацией парка в парке Александрия или рядом с ним будут установлены пункты велопроката. В Нижнем парке Петергофа запрещено кататься на велосипедах, а в Александрии это делать можно", – рассказывает Виталий Блаженов.
Велозамещение в другие города
Инвестиции в разработку системы в "Велогороде" не раскрывают. Виталий Блаженов отмечает, что разработкой "Велогорода" уже заинтересовались в других городах России.
"Мы являемся единственным в России разработчиком автоматической системы велопроката, а с учетом курсовой разницы установка зарубежной системы – это очень дорого. Мы предлагаем более дешевую альтернативу", – поясняет Виталий Блаженов. Переговоры ведутся с Ульяновском, Махачкалой, Новосибирском, планируется начать общение с властями южных городов – Краснодара, Ростова, Сочи.
При удачном стечении обстоятельств запуск системы в других городах возможен в середине этого сезона, в Петербурге в 2014 году велопрокат заработал как раз в июле. Но запуск состоится только при условии софинансирования со стороны местных властей. "Это возможно, если будет понимание, что город заинтересован в проекте и готов не только морально, но и материально его поддерживать, потому что проекты велопроката убыточны, и не только московского и питерского, но и любого велопроката в мире", – заключает Виталий Блаженов.
Мобильный конкурент
В Петербурге есть еще один сетевой велопрокат – Cafebike.org (начинался как Petersbike). Сейчас в проекте участвует 18 точек проката, но, по словам сооснователя сервиса Станислава Иванова, к середине лета может заработать 150 точек.
"Автоматические сетевые велопрокаты на основе так называемых "умных велопарковок" или автоматических терминалов проката во многих городах, где они запускались в последние годы, действительно, планово убыточны и не могут существовать без поддержки государства", – говорит Станислав Иванов, объясняя это дороговизной стоянок и велосипедов, которые должны быть не просто износостойкими, но и специально оборудованными.
Cafebike пошли по другому пути: компания запустила прокат на основе кафе, магазинов и гостиниц, сотрудники которых выдают ключи от велосипедов, а пользователи могут взять велосипед в одном месте и вернуть в другом. "Но сейчас мы работаем с одним из вендоров над интеграцией нашего сервиса с так называемыми "умными замками" – тогда обычный велозамок можно будет открыть не ключом, а смартфоном. Велосипеды на таких замках расставляются на обычные парковки по всему городу – и сеть проката готова! А при налаженном техническом контроле в такую сеть можно принимать и велосипеды частных лиц", – рассказывает Станислав Иванов. По его словам, "умные замки" скоро можно будет приобрести за $20-50, а велосипеды для автоматических систем в среднем в мире стоят $2-5 тыс.
Cafebike – это не оператор велопроката, а веб-сервис, к которому подключаются различные кафе. Операторов проката в одном городе может быть несколько, а владельцы сервиса получают 20% от платежей клиентов. В Петербурге оператор и владелец велосипедов Cafebike сейчас – сеть магазинов "Велодрайв", в Калининграде, где сервис запустился в этом году, партнером выступает "Планета спорт". Сервис, так же как и "Велогород", планирует расширять географию, но переговоры пока ведет не с властями, а с представителями частного бизнеса.
ГЧП на двух колесах
Комания "Велогород" на 100% принадлежит Алексею Линькову, руководителю московской консалтинговой компании УК "Центр управления инвестициями", которая специализируется на управлении паевыми инвестиционными фондами.
В первом сезоне, в 2014 году, городской велопрокат в Петербурге софинансировался Банком Москвы. В 2015 году субсидировать прокат стал Смольный. В прошлом году планировалось выделить на эти цели более 80 млн рублей, но предъявленные компанией расходы оказались ниже и составили 33,7 млн рублей. В итоге, поскольку прибыль компании составила 9,7 млн рублей, Смольный покрыл остальные 24 млн расходов.
"У нас было гораздо больше затрат, чем мы запросили, просто часть из них, такие как разработка новой системы, попали под ограничения бюджетного кодекса в части амортизации и будут возвращаться нам в течение 3 лет", – поясняет Виталий Блаженов. В этом году в бюджете заложена субсидия в 81,37 млн рублей.
Впрочем, ситуация с субсидированием не до конца устраивает оператора. "Сейчас мы ведем с городом общение насчет иных методов и источников финансирования – либо ГЧП, либо госконтракт. Мы не можем свои средства вкладывать в велопрокат, не имея понимания, как все сложится на следующий год. На этот год есть строка в бюджете, а на следующий ее может и не быть. Поэтому комфортнее для нас было бы пойти по пути московского проката, где была не субсидия, а госзакупка. Мы бы хотели закрепить отношения с городом долгосрочным контрактом на 3-5 лет", – говорит Виталий Блаженов, добавляя, что в ситуации, когда контракт перезаключается каждый год, невозможно взять кредит в банке, а значит, невозможно обновить станции и велосипеды, которые к концу этого сезона могут быть серьезно изношены.
В том числе об этом шла речь на совещании по развитию велосипедной инфраструктуры в Смольном в конце марта. По итогам совещания вице-губернатор Игорь Албин поручил КРТИ повести дальнейшее общение с департаментом транспорта Москвы. В КРТИ говорят, что до конца апреля петербургская делегация планирует посетить Москву.
Кроме госфинансирования, "Велогород" планирует привлечение партнеров для размещения рекламы на велосипедах.
Планы на сезон
"Велогород" планирует открыть сезон до конца апреля. Число станций расширят до 96 – шесть станций будут новыми, а еще около 20 станций перенесут на другие места. Расположение новых мест станций проходит согласование в КРТИ.
"В прошлом году количество пользователей велопроката составляло чуть более 28 тыс., в этом году мы хотим минимум 50 тыс. пользователей", – говорит Виталий Блаженов.
Тарифы на прокат в этом году вырастут на 10-15%. В 2015 году абонемент на сутки обходился в 160 рублей, на сезон с апреля по ноябрь – в 1095 рублей. В стоимость абонемента входят поездки продолжительностью до 30 минут от станции до станции, количество таких коротких поездок в день неограниченно и время между ними также – вероятно, в этом году это останется так же. За более долгие поездки нужно заплатить дополнительно.