Петербуржцы перешли на дешевый чай, но от любимого напитка не отказались. Объем импорта чая в СЗФО в 2015 году вырос на 4%, а дистрибьюторы увеличили запасы готового чая в ответ на падающий курс рубля.
Продажи в специализированных магазинах чая снижаются, крупнейшие производители сохраняют объем отгрузок своей продукции на уровне 2014 года.
Хотя импортозамещение в чайной отрасли практически невозможно, любовь россиян к чаю поддерживает рынок объемом свыше 50 млрд рублей.
Пожертвовали маржей
В сети "Море чая" говорят о падении продаж в килограммах за прошлый год в 1,5 раза: если один магазин раньше продавал в месяц 600 кг чая, то теперь — 400 кг. При этом рост выручки магазинов в рублях составил 15%. Более 90% чая, который продается в магазинах, производится из импортного сырья либо ввозится из–за рубежа. Ослабление рубля ударило по этому рынку, стоимость чая из Индии, Японии, Германии и с Цейлона выросла в 2 раза. Ретейлерам пришлось повысить цены из–за скачка курса, но не пропорционально росту доллара — часть затрат на себя взяло оптовое звено, пожертвовали наценкой и ретейлеры, чтобы сохранить покупателей.
"Покупатели экономят, в результате доходность магазинов снижается, — рассказывает Александр Чудок, генеральный директор ТД "Рубин" (сеть из 50 магазинов "Море чая"). — Частично это компенсируется закрытием низкорентабельных точек, переговорами о снижении арендной платы, но в целом бизнес находится на грани рентабельности в расчете на улучшение экономической ситуации". В 2015 году российский чайный рынок, согласно данным ассоциации "Росчайкофе", в стоимостном выражении вырос примерно на 25%, что ниже роста курса доллара.
Смена предпочтений
Россияне традиционно считаются "чайной" нацией. По данным Nielsen, в среднем россиянин стабильно выпивает 1,5 чашки чая в день. Однако на фоне роста цен большинство потребителей переходят на более дешевые сорта, отмечают участники рынка.
Если 2 года назад 100 г цейлонского чая можно было купить за 80–120 рублей, то сейчас такая покупка обойдется в сумму от 150 до 250 рублей, отмечают в "Море чая". Перейдя на более доступные сорта, потребители выбирают и продукцию в меньшей фасовке, например 700 г вместо 1 кг. По данным Nielsen, несмотря на то что в 2015 году чай подорожал на 18%, а кофе — на 22%, в натуральном выражении продажи остались стабильны. В среднем затраты семьи на покупку чая составляют не более 1 тыс. рублей в месяц, приводит данные Сергей Николаев, совладелец сети из 21 чайного магазина "Унция".
В массовом сегменте (торговые сети) переход к более дешевым сортам также заметен, но не драматичен, говорит Рамаз Чантурия, генеральный директор Российской ассоциации производителей чая и кофе.
Наиболее стабильна ситуация в небольшом сегменте продаж чая для ценителей. Эта категория покупателей привыкла к дорогим сортам и остается верна своим привычкам даже в кризис. Чтобы стимулировать потребителей этого сегмента, ретейлер "Море чая" проводит мероприятия в собственном Международном центре чая, который работает на территории одного из магазинов сети.
Запастись чаем
Рынок производителей чая консолидирован, на несколько крупнейших заводов: "Юнилевер", "Орими Трейд" и "Май" — приходится свыше 75% рынка, по данным "Росчайкофе". В Петербурге работают сразу два из них: "Орими Трейд" (бренды Greenfield, TESS, "Принцесса Нури" и другие) и "Юнилевер Русь" (Lipton, "Брук Бонд", "Беседа"). По данным Северо–Западного таможенного управления, в 2015 году объем импорта чая и кофе вырос в натуральном выражении на 4% по сравнению с показателем 2014 года, до 143,4 тыс. т. В денежном выражении объем поставок за тот же период увеличился на 11,7%, до $508,3 млн.
"Орими Трейд", крупнейший российский импортер чайного и кофейного сырья (оборот в 2014 году составил 28,8 млрд рублей), в прошлом году нарастил объем импорта чайного сырья в натуральном выражении на 5% по сравнению с 2014 годом. Объем отгрузок чайной продукции компании в натуральном выражении сохранился на уровне 2014 года. Объем импорта чая в Россию увеличился на 2%, до 172,7 тыс. т, отмечают в компании. "Наши дистрибьюторы увеличивали закупки. Можно предположить, что это явилось реакцией на рост курса доллара — в преддверии роста цен бизнес вкладывал деньги не в доллары, а в чайную продукцию", — объясняет Мария Драбова, представитель ГК "Орими Трейд".
“
За 2015 год наши продажи в килограммах упали на 20%, за счет скачка валюты в рублях они, конечно, подросли, но потери это не компенсировало, наша эффективность снизилась. Динамика начала I квартала 2016 года уже повеселее, народ, видимо, устал находиться в кризисе. Мы видим, что люди, привыкшие к качественным чаю и кофе, не изменили своим привычкам, но потребление немного уменьшили, покупают меньше в граммах. Покупатели, которые просто экспериментировали с разными вкусами, ищут дешевые альтернативы. Потребители сейчас готовы отказаться от крупных покупок, но все равно балуют себя вкусным чаем и кофе, это психологически просто отдушина в кризис. Мы планируем развиваться, до конца года собираемся открыть один–два новых магазина. За последний год появилось много интернет–магазинов, у нас онлайн–продажи тоже растут.
Андрей Скоблик
управляющий сетью "Кантата" в Петербурге