Как в Петербурге открыть за пять шагов школу рисования с оборотом 170 тыс. рублей

Автор фото: Сергей Ермохин

Предприниматели Анна Пестова и Дмитрий Ананьев 2 года назад открыли художественную студию Cleverstudia. Первые полгода компания работала в убыток. Сегодня при ежемесячном обороте 500 тыс. рублей расходы компании составляют 300–400 тыс. В планах предпринимателей — развивать франчайзинг: в этом году по франшизе откроется первая студия в Кировской области.

У Анны и Дмитрия нет профильного образования, но есть опыт учебы в художественной школе в детстве. Будучи уже взрослыми, Анна обучалась в Петербургском экономическом университете, затем работала в компании, которая занималась озеленением офисов, гостиниц.
Дмитрий — инженер, окончивший Санкт–Петербургский государственный инженерно–экономический университет. "Проработав 3 года в компании, я поняла, что хочется заняться своим делом в творческой сфере", — говорит Анна. Дмитрий поддержал ее начинание. Молодые люди рассказывают, что им хотелось открыть студию, в которой будут преподавать живопись не только в рамках академической школы рисования. Хотелось ввести современные, востребованные рынком курсы, после которых ученик мог бы заработать, применяя на практике новые навыки и умения.
"Изюминкой студии я считаю курсы иллюстрации, в том числе fashion–иллюстрации, интерьерный скетчинг, курс ботанической живописи", — говорит Анна. Она добавляет, что изначально предполагалось, что новая студия будет рассчитана в основном на детей, но по факту более 70% посетителей студии — это взрослые.
Для работы Анна и Дмитрий создали ООО "Клеверстудия". Стартовый капитал — 400 тыс. собственных сбережений, а также кредит в банке на 500 тыс. рублей. Более половины средств было вложено в аренду помещения, закупку мебели, оборудования (в том числе мольбертов), расходных материалов. Около 10 тыс. рублей ушло на разработку и создание собственного сайта. Затем собрали команду преподавателей. Сначала это были три "универсальных" педагога, которые могли преподавать и рисунок, и живопись.

Метания и ошибки

"Первые полгода дались нам нелегко, это был период метаний и ошибок", — рассказывает Дмитрий. Так, сначала Cleverstudia открылась на Большой Пушкарской ул., а затем еще и во Фрунзенском районе, на ул. Егорова. Через полгода работы стало понятно, что две площадки съедают слишком много денег и сил. В итоге больше года назад Cleverstudia переехала на ул. Профессора Попова в помещение площадью около 150 м2. Сейчас здесь преподают 15 художников, работая с ООО "Клеверстудия" по договору. Всего в штате компании шесть человек. Оборот студии — около 500 тыс. рублей в месяц. Традиционно затишье в художественных школах бывает летом, при этом расходы компании составляют 300–400 тыс. рублей в месяц (в том числе около 100 тыс. рублей — аренда, менее 200 тыс. рублей — зарплата, остальное — расходные материалы). Около 3 месяцев назад студия начала осваивать новое направление — корпоративные мастер–классы: сотрудники той или иной компании собираются и пишут картины.
Кроме того, Анна и Дмитрий планируют развивать франчайзинг — Cleverstudia по франзише откроется в Кировской области в течение года.

Рынок

В Петербурге работает около 100 коммерческих художественных школ и студий для детей и взрослых. Наиболее крупные — это сетевые "Артишок", "АртМир", а также "Артерия" и другие. Объем рынка оценивается в 400 млн рублей в год. Из–за кризиса он просел на 20%. Коммерческие школы успешно конкурируют с государственными детскими художественными школами (ДХШ), поскольку места в ДХШ ограничены. В основном коммерческие школы, так же как и ДХШ, учат своих клиентов рисовать в рамках академической системы, предполагающей реалистичное изображение предметов. Основные клиенты школ рисования — будущие абитуриенты профильных вузов, а также дети и взрослые, говорит руководитель художественной школы "АШБЕ" Дмитрий Пантюхин. Многие студии работают в минус, поскольку аренда очень подорожала, говорит директор школы "Артерия" Юлия Дунаевская.