Областные производители молока объявили войну одному из крупнейших российских переработчиков — компании "Вимм–Билль–Данн". В условиях, когда избытка молока в регионе нет, производители получили возможность диктовать гиганту свои условия.
Областные производители молока отказываются от сотрудничества с "Вимм–Билль–Данн" (ВБД, входит в PepsiCo). С января 2016 года лаборатория завода предлагает им снизить цены на сырье, в итоге предприятия теряют десятки миллионов рублей.
Участники рынка полагают, что это связано с попыткой компании сэкономить в условиях снижения покупательной способности. Но, учитывая, что избытка молока в регионе нет, производители имеют возможность диктовать свои условия.
Поиск блох
На завод "Вимм–Билль–Данн" ("Балтийское молоко") в Петербурге поставляют сырье около 20 предприятий Ленобласти, среди которых ООО "ПЗ "Бугры", АО "ПЗ "Красноозерное", ЗАО "Победа", ЗАО "ПЗ "Красная Балтика", ЗАО "ПЗ "Ленинский Путь" и другие. В 2015 году завод закупил у них более 80 тыс. т молока — это около 14% от общего объема производства в ЛО и более 90% от потребностей завода. Но с января многие предприятия столкнулись с тем, что сырье, которое они производят как высший сорт, лаборатория ВБД бракует и принимает как первый и второй сорт со снижением цены. Хотя результаты проб независимых лабораторий и самих предприятий это опровергают. ЗАО "Гомонтово" уже отказалось сотрудничать с ВБД. "Мы просто отказались сливать им машины и перенаправили их на другие заводы. Конечно, наши специалисты по качеству сначала были в ужасе. Мы годами работали, чтобы получить молоко высочайшего качества", — рассказывает Надежда Позднякова, гендиректор ЗАО "Гомонтово". По ее словам, договоры переработчиков с поставщиками сырья часто носят кабальный характер. Но в случае с ВБД производителей это не останавливает. Приостановило поставки на предприятия концерна, начав сотрудничать с заводом "Галактика", и ЗАО "Осьминское".
"Новый директор департамента качества завода Наталья Вишнякова была на нашем предприятии, лично брала сырье на пробы и нарушений не нашла. Но никаких решений не предложила. В договоре все равно прописано, что заключение лаборатории завода является окончательным", — говорит Петр Шеренков, гендиректор предприятия.
Сократило поставки на ВБД и ЗАО "Гатчинское". Гендиректор Александр Лебедев отмечает, что предприятие поставляет свое молоко для Valio и оно сертифицировано как сорт суперэлита, что подтверждают пробы завода.
Галина Одинцова, замдиректора по экономике СПК "Коопхоз "НИВА", объясняет ситуацию так: "Спрос на продукцию заводов упал, но они хотят сохранить прибыль и начали "искать блох" у производителей. Мы все заложники этой ситуации".
Гендиректор ЗАО "ПХ "Красная Балтика" Станислав Глинистый тоже считает, что переработчик пытается экономить на сырье. "Некоторые предприятия уже начали сдавать сырье на другие заводы. Молоко востребовано, и проблем с тем, чтобы наладить новые поставки, не будет", — говорит он.
В PepsiCo не смогли уточнить, что происходит, но сообщили, что ценят долгосрочные отношения с поставщиками. "Мы прикладываем все усилия, чтобы в ближайшее время все разногласия, которые у нас возникали, были успешно разрешены. Молоко, которое поставляют нам хозяйства Ленобласти, высокого качества, одно из лучших в России, и мы заинтересованы в продолжении сотрудничества", — сообщила Марина Зибарева, директор по коммуникациям PepsiCo.
Один из участников рынка полагает, что ситуация связана с желанием ВБД сэкономить. "В Ленобласти по сравнению со многими регионами дорогое сырье. А ВБД — федеральная компания. Возможно, это стратегическая задача нового менеджера — сбить цену на молоко. Наивно думать про затянувшийся технический сбой в лаборатории", — полагает он.
Другие вспоминают, что в июле 2015 года ФАС возбудила дело против компании Danone и оштрафовала ее на 162 млн рублей по заявлению ООО "Агро–Трейд", обвинявшего компанию в необоснованном занижении закупочной цены — с 20 до 17,5 рубля за 1 л. Производитель не нашел других покупателей и работал в убыток. В декабре Арбитражный суд первой инстанции отменил это решение, но УФАС его обжалует.
Удар по карману
Производители утверждают, что конфликт с ВБД — серьезный прецедент и бьет по репутации и по финансовому состоянию предприятий. При занижении сорта молока уменьшается его закупочная стоимость. По данным участников рынка, для высшего сорта это около 22 рублей за литр, для первого — около 20 рублей, для второго — около 16 рублей. А размер госсубсидии сокращается в 1,5 раза: за 1 л сданного молоко высшего сорта производитель получает 1,5 рубля, за первый сорт — 1 рубль. Ущерб в общей сложности производители оценивают в десятки миллионов рублей. Более того, с апреля переработчик и так снизил закупочную цену молока на 1 рубль, говорят они. В итоге предприятия обратились в правительство Ленобласти и Торгово–промышленную палату региона (ЛТПП). "Мы держим эту ситуацию на контроле, — говорит заместитель председателя правительства Ленобласти по АПК Сергей Яхнюк. — Комитет проводил встречи с руководителями компаний, но пока решений нет. Не может быть, что до января все было нормально, а потом вдруг качество упало". "Мы прорабатываем возможность создать на базе ЛТПП независимую лабораторию, которая бы выступала арбитром в спорах между производителями и переработчиками, — говорит президент ЛТПП Кирилл Поляков. — В советское время такая существовала".
Разбегутся во все стороны
Полностью отказаться от работы с ВБД у производителей не получится из–за контрактов и высоких объемов, которые потребляет завод. Но ситуация может грозить дефицитом сырья самому заводу и вероятной потерей позиций на рынке, хотя со временем возможно найти сырье в других регионах. Сырье, которое производители отказываются поставлять ВБД, охотно покупают конкуренты, например завод "Галактика" и СПХ "Лосево". "Из года в год мы растем примерно на 20%. Завод работает на высококачественном молоке и постоянно расширяет круг поставщиков", — говорит председатель правления ГК "Галактика" Игорь Дю.
"Мы обращаемся к фермам по вопросу поставок и готовы платить за качественную продукцию. Альтернатива сбыта является главным толчком для развития, так как рентабельность предприятий маленькая и порой приходится работать в убыток. В данной ситуации они могут выбирать более выгодные условия", — говорит представитель СПХ "Лосево" Валерия Иванова.
Объемы производства молока в Ленобласти растут (в 2015 году — 588,7 тыс. т, что на 3,7% больше, чем в 2014 году, более 95% — высшего качества), и недостатка в сырье регион не испытывает. Но и избытка сырья не наблюдается, оно востребовано у переработчиков. Более 80% сырья поступает в Петербурге на Пискаревский завод, "Петмол", "Вимм–Билль–Данн", в области — на "Галактику", на небольшие предприятия и сырные производства. Эксперты "Союзмолока" говорят, что идет консолидация отрасли, предприятия объединяются в союзы, чтобы отстаивать интересы перед переработчиками.
“
Молоко из Ленобласти очень востребовано переработчиками именно благодаря высокому качеству. Предложения о поставках поступают регулярно. Мы уже более 7 лет сотрудничаем с заводом "Галактика", и он предлагает нам увеличить поставки. Одномоментно мы этого сделать не можем, потому что нужны серьезные вложения и много времени, поэтому объемы наращиваем постепенно. Сегодня все предприятия Ленобласти вкладывают в модернизацию, чтобы увеличивать производство и повышать качество. От этого зависит их финансовая стабильность.
Олег Сергиенко
Гендиректор Племзавода "Красногвардейский"
“
Вопрос качества для всех очень больной. У любого переработчика иногда возникает с производителями разница в оценке качества молока. Здесь на помощь приходит независимая экспертиза. К нам были обращения от некоторых поставщиков ВБД, но мы полностью обеспечены молоком от наших поставщиков, в том числе на 70% сырьем собственных предприятий. Возможности переработчика определяются мощностями и спросом. Дефицита в молоке непосредственно в нашем регионе сейчас нет. Думаю, производителям и компании все–таки придется искать компромисс. Надо соизмерять критерии оценок завода и независимых лабораторий.
Георгий Житмарев
Заместитель Гендиректора Завода "Пискаревский"
“
ВБД и "Данон" контролируют около 35–40% российского молочного рынка, а в отдельных регионах этот показатель выше 50%. По сути, отрасль монополизирована иностранными производителями. Девальвация рубля снизила их доходы, возникает естественное желание сэкономить на закупках. А в конечном итоге в нелегком положении оказались российские молочные совхозы и фермеры. Но и переработчики находятся между молотом и наковальней: сетями, которые не пытаются сдерживать рост цен на готовую продукцию, и поставщиками сырья, которые вынуждены поднимать цены из–за резкого роста себестоимости производства.
Александр Петренко
Гендиректор Ик "Грифон–Эксперт"