В России все больше денег собирается на дороги. Редактор "ДП" Александр Сологуб отвечает на вопрос, сколько можно построить дорог на те деньги, которые соберут с автовладельцев и перевозчиков.
Средств на ремонт и реконструкцию дорог в России собирается все больше, а дорог заметно больше не становится, да и качество их не улучшается. С увеличением финансирования ситуация вряд ли изменится, так как система распределения средств дорожных фондов не может эффективно потратить те деньги, что у нее есть сейчас, а это более 500 млрд рублей в год.
В этом году на строительство и реконструкцию дорог от налогоплательщиков может прийти еще 140 млрд рублей. В ноябре 2015 года в России запустили автоматизированную систему сбора средств с грузовиков тяжелее 12 т за проезд по федеральным трассам — "Платон". По расчетам чиновников, она позволит собрать с большегрузов 50 млрд рублей на ремонт и строительство федеральных трасс. Их протяженность в России составляет 51 тыс. км — это 3,5% от длины всех дорог (включая региональные и местные).
С 1 апреля акцизы на бензин возросли на 2 рубля, на дизельное топливо — на 1 рубль. Это даст федеральному бюджету еще 89 млрд рублей, которые тоже пойдут на строительство и реконструкцию дорог. Причем всех. Президент РФ Владимир Путин на прямой линии с народом заявил, что 1 рубль из 2 нужно оставить в регионах.
Еще кабмин удвоил сборы с иностранных компаний за проезд по дорогам РФ, повысив их до 850 рублей в сутки и 120 тыс. рублей в год.
А сколько можно построить на дополнительные деньги дорог? Знатоки сразу скажут: "А смотря какие дороги вы хотите". Хотим, конечно же, хорошие, но понимаем, что ездить будем по тем, что есть. Каждый автолюбитель, путешествующий по РФ, замечает, как в одном месте дорожники энергично кладут асфальт, а в другом дорожное покрытие не менее энергично разрушается. В итоге проехать даже 300 км по непрерывно хорошей дороге не получается, при общей их протяженности 1,5 млн км.
Так все же сколько можно построить дорог на те деньги, которые соберут с автовладельцев и перевозчиков? О средней стоимости строительства 1 км российских дорог сказано и написано очень много. Данные экспертов отличаются в разы. Мы им не поверим. Более или менее точную сумму расходов, но сильно усредненную можно высчитать из сводного годового отчета Дорожного фонда: в 400 млн рублей, или $6 млн (по текущему курсу), обойдется строительство и реконструкция (эти виды работ в отчетности не разделяются) 1 км дороги. Получается, что дополнительные средства позволят построить и реконструировать 350 км дорог.
При условии, конечно, что Росавтодор и государственная компания "Автодор" (распоряжаются дорожными деньгами) смогут эффективно потратить допсредства. А в этом есть некоторые сомнения, простите. Счетная палата проверяла, как выполняются национальные дорожные программы. И выводы аудиторов неутешительны. Если вкратце, то из–за бюрократических проволочек, неадекватного планирования не расходуется значительная часть собираемых на дороги денег. Так, в 2014 году федеральный Дорожный фонд, согласно отчетности, израсходовал 540 млрд рублей, из них 30 млрд — это не использованные в предыдущем году средства. Сотни миллионов рублей уходят, как отмечают аудиторы, на проектные изыскания, которые впоследствии остаются невостребованными.
Здравый смысл подсказывает, что, прежде чем собирать дополнительные средства на дороги, стоило бы повысить эффективность системы их расходования. А иначе есть риск, что весь пар уйдет в гудок… И дальнобойщики будут очень разочарованы.