Историк Лев Лурье решил описать перипетии честных выборов, правда проходящих не в Петербурге или в Москве, а в Лондоне.
В Лондоне, куда меня занесли журналистские тропки–дорожки, две главные темы для обсуждения: возможный выход Великобритании из ЕС и выборы мэра Лондона. Состоится ли Brexit–развод с Европой, британцы будут решать на референдуме в следующем году. Мэра столицы лондонцы выберут уже 5 мая.
Претендента два, как и полагается, — один лейборист, другой консерватор. Кандидат от рабочей партии 46–летний Садик Хан — пятый из восьми детей водителя автобуса и швеи, этнических пакистанцев. Вырос он в трехкомнатной квартире, предоставленной его родителям по бедности. Подрабатывал с детства, отлично учился в государственной школе, мечтал стать стоматологом, но в конце концов, окончив муниципальный университет, получил диплом юриста и выдвинулся как общественный адвокат, защищавший права меньшинств и бедноты. Был выбран в Палату общин, служил при лейбористах министром по делам этнических меньшинств и министром транспорта.
Соперник Садика Хана на 5 лет его моложе. Мультимиллионер Франк Голдсмит из известнейшего рода политиков и бизнесменов еврейского происхождения, уже столетие входящего в высшее столичное общество, мать — англо–ирландская аристократка. Голдсмит учился в самой престижной английской частной школе — Итоне, с отличием окончил Кембридж. Эколог и антрополог, колумнист нескольких ведущих британских газет, избран в палату общин от Лондона.
Лондон — особый город. Бюджет в 4 раза больше петербургского: $24 млрд против $6 млрд. Мэр Лондона представляет интересы 12,5% населения страны. Здесь производится 20% британского ВВП. Население столицы живет зажиточнее жителей провинции примерно на треть. 36% лондонцев родились не в Великобритании. У 2 млн из 8 млн здешних обитателей английский не родной язык. Белые составляют 60% населения. Более 40% населения имеют высшее образование, а средний возраст жителя составляет всего 33 года.
За консерваторов в Великобритании традиционно голосуют люди старших поколений. Лондонцы предпочитают лейбористов, к этой партии принадлежат 45 из 73 депутатов парламента от столицы. У Садика Хана, согласно большинству опросов, пока преимущество.
Но у претендента от лейбористов множество проблем, на которые не устают указывать местные СМИ. Вообще, чемоданы компромата есть на обоих кандидатов. На выборах лидера лейбористской партии Садик поддерживал Джереми Корбина, сверхлевого антиевропейского и антиамериканского политика, любителя Владимира Путина и ХАМАС. Возможный приход Корбина к власти вызывает панику у миллионов англичан. Победа лейбориста Садика в Лондоне считается прелюдией победы Корбина на следующих всеобщих выборах. Как сказал премьер–министр консерватор Дэвид Камерон: "Если лондонские простофили изберут любимчика Джереми Корбина, цену заплатит вся страна. Он будет использовать столицу как поле для своих опасных экспериментов".
Садик выступает за резкий рост налога на дорогую недвижимость, что вряд ли придется по душе нашим олигархам и лишит столицу огромных денежных потоков, которые приносят сюда русские и индийские миллиардеры, арабские шейхи и беглые афро–азиатские диктаторы. Садик не хочет повышать цены на проезд в общественном транспорте: между тем многие лондонцы выступают за новые инвестиции в систему метро, переполненного в часы пик. Лейбористского кандидата обвиняют в нежелании тратить деньги на продвижение Лондона как туристического центра. Город тратит на эти цели только 19 млн фунтов в год (Гонконг — 253 млн, Сингапур — 203 млн, Париж — 34 млн, Берлин — 22 млн). Наконец, против Садика Хана работает отличная репутация добровольно уходящего предыдущего мэра — Бориса Джонсона, а он был консерватором.
Главной проблемой Франка Голдсмита является его происхождение. Богатых и знатных, родившихся с "золотой ложкой" во рту, нигде особенно не любят. Он гораздо менее ярок, чем лейбористский номинант. А всем хочется свежей крови. К тому же Франк, в отличие от Хана, евроскептик, а большинство лондонцев хотели бы остаться в объединенной Европе. Впрочем, ожидаемое поражение Голдсмита может зависеть от явки. Будущий референдум по ЕС занимает лондонцев куда больше мэрских выборов. В этих условиях явка основного электората Хана — молодежи, вообще легкомысленно относящейся к выполнению своих гражданских обязанностей, — под вопросом. А вот дедушки и бабушки, поддерживающие Голдсмита, на выборы точно придут. Наблюдать за настоящими, честными выборами поучительно и интересно.