На Северо–Западе начинается строительство сразу трех крупных ферм по производству мяса кролика. Их совокупная мощность составит 7,4 тыс. т в год, что покроет половину потребности россиян в этом диетическом продукте. Интерес инвесторов к кролиководству связан с тем, что в ближайшей перспективе потребление мяса кролика в России может вырасти втрое. Инвесторами проектов, которые обойдутся в 3,5 млрд рублей, выступают федеральный продовольственный холдинг "АФГ "Националь" и местное ООО "АПК "Веста".
По данным экспертно-аналитического центра агробизнеса "АБ–Центр", объем рынка мяса кролика в России в 2015 году составил 17,5 тыс. т против 16,6 тыс. т годом ранее. Рост рынка сдерживает то, что в основном крольчатину поставляют на рынок мелкие фермерские хозяйства — на их долю приходится 13,5 тыс. т. До недавнего времени значительную часть рынка занимал импорт из Китая и Венгрии — в 2014 году они поставили на российский рынок 4,4 тыс. т. Однако после девальвации рубля объем импорта резко сократился и сейчас не превышает 1,6 тыс. т.
Крупнейшими промышленными производителями мяса кролика на данный момент являются компании "Российский кроликъ" (650 т) из Татарстана, а также "Русский кролик" и "Кролъ и К", мощности которых расположены в Центральной России, а объем производства каждой не превышает 400 т в год. Всего промышленным способом в России производится не более 2,4 тыс. т крольчатины в год. Так что проекты, реализация которых начинается на Северо–Западе, можно считать беспрецедентными по масштабам. Три новые фермы смогут производить 7,4 тыс. т мяса в год.
Мясо — к рису
Читайте также:
Европа
Европа возобновит поставки сыров и мяса в Россию
Два из трех заявленных проектов реализует агроходинг "АФГ "Националь" Дмитрия Аржанова, созданный в 2013 году в результате слияния компании по выращиванию и переработке риса AF–Group и компании по продаже фасованных круп ГК "Ангстрем". Выручка холдинга в 2015 году составила около 9 млрд рублей.
Как рассказал руководитель направления "кролиководство" "АФГ "Националь" Сергей Гонтарь, предполагается строительство двух ферм: в Новгородской области и в Лужском районе Ленобласти. Общий объем производства на этих фермах составит 2,4 тыс. т мяса в год.
Предприятия будут строиться на участках 30 га каждый, которые находятся в собственности у холдинга. Инвестиции в комплекс в Новгородской области — 1 млрд рублей, в Ленинградской — 1,2 млрд рублей: здесь помимо фермы будут построены комбикормовый завод и убойный цех. А в перспективе — производство полуфабрикатов из мяса кролика. Строительство начнется летом или осенью 2016 года, выход на полную мощность планируется к 2017–2018 годам. Срок окупаемости — 5 лет.
"Мы сначала планировали производство утиного мяса, но затем остановили выбор на кроликах. Промышленное кролиководство в России не развито, есть возможность занять сильные рыночные позиции", — поясняет Сергей Гонтарь.
Больше крольчатины
Второй проект реализует ООО "АПК "Веста". Его учредители — группа петербургских предпринимателей, которые несколько лет назад развивали продуктовую торговую сеть "Веста", а сейчас занимаются сдачей в аренду недвижимости. "Мы занимались продуктовым ретейлом, теперь хотим работать в смежной отрасли", — говорит директор по развитию и инвестициям ООО "АПК "Веста" Дмитрий Бурков.
Партнером "Весты" выступает компания "Русский кролик". "Веста" является заказчиком проекта, а мы — исполнителем", — говорит генеральный директор компании "Русский кролик" Алексей Киселев.
ООО "АПК "Веста" уже взяло в аренду земельный участок в Волосовском районе. Здесь планируется построить ферму проектной мощностью 5 тыс. т мяса в год. В первую очередь предполагается вложить 1 млрд рублей. Оба игрока планируют поставлять свою продукцию в торговые сети, на полках которых крольчатина пока занимает не много места.
Пока не распробовали
В среднем один россиянин съедает всего 100–130 г мяса кролика в год. При этом, по оценкам аналитиков, в ближайшие годы емкость рынка может вырасти как минимум в 3 раза. Эксперты связывают это как с интересом россиян к здоровому питанию, так и с растущим числом аллергиков.
"Рост потребления мяса кролика в сочетании с импортозамещением делает проекты в сфере кролиководства выгодными. Эксперты прогнозируют насыщение внутреннего рынка через 5–7 лет", — отмечают специалисты аналитической компании "Агриконсалт".
Другие эксперты напоминают, что еще 7–10 лет назад россияне практически не ели мяса индейки. Но за счет активного продвижения этого продукта со стороны производителей и оптовиков потребление этого мяса за 10 лет выросло со 100 г до 1,5 кг на душу населения.
Алексей Плугов, руководитель "АБ–Центра", считает, что сейчас подходящее время для инвестирования в кролиководство. Падение импортных поставок этого мяса высвобождает долю рынка для российских предприятий, говорит он.
Но есть и скептики. "Мясо кролика останется нишевым продуктом и не сможет конкурировать с традиционными видами мяса", — считает аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Даниил Хотько. Директор по сбыту компании "Кролъ и К" Людмила Ужегова тоже считает, что пока объем 7,4 тыс. т может не найти своего покупателя. Ведь в России культура потребления мяса кролика не развита, говорит она.
Тем не менее "Кролъ и К" рассчитывает в 2016–2017 годах выйти на мощность 600–700 т мяса в год.
Невысокая рентабельность
В Ленобласти кроликов выращивают такие хозяйства, как "Белый великан", КФХ "Игорь Столбов", ООО "Ферма" и ферма Астахова. В настоящее время цена на мясо кролика в магазинах составляет 400–450 рублей за 1 кг, это сопоставимо со стоимостью привычной россиянам индейки — около 400 рублей за 1 кг.
При этом себестоимость производства крольчатины выше. По оценке владельца фермерского хозяйства в Ленобласти Игоря Столбова, рентабельность производства мяса кролика составляет 15%. Себестоимость 1 кг — около 250 рублей за 1 кг. До 70% занимают расходы на комбикорма. Для сравнения: себестоимость мяса индейки составляет 140–170 рублей за 1 кг.
К тому же у всех производителей сейчас возникают проблемы с реализацией кроличьего меха. Раньше шкурки замораживали и экспортировали в Китай.
Но сейчас из–за низкой цены на кроличий мех экспортировать его невыгодно, поэтому его приходится сжигать, сетует Алексей Киселев.
Впрочем, если цены на этот мех повысятся, экспорт можно будет возобновить, говорит он.
Фермеры опасаются, что приход крупных игроков может привести к снижению цен реализации. Но рассчитывают, что в итоге за ними останется ниша экологичной фермерской продукции. "Конечно, часть ферм может закрыться после появления крупных предприятий. Но мы работаем в разных нишах. Мы продаем кроликов в основном на рынках, а крупные компании — в сетях", — говорит Игорь Столбов.
“
Диетическое мясо очень популярно. Это мясо подходит для питания детей, пожилых людей, спортсменов. Продажи индейки у местных производителей растут. За индейкой по уровню спроса идет мясо кролика. Наша компания за 2015 год продала 0,5 тыс. т мяса индейки, и это только начало, потому что мы открылись буквально в прошлом году. Сейчас многие инвесторы заинтересованы в этом направлении и готовы вкладывать средства. При этом позитивно сказалось эмбарго, у нас практически нет иностранных конкурентов, которые ранее завозили дешевое и не всегда качественное мясо на наш рынок.
Владимир Мигукин
Заместитель Гендиректора По Развитию Ооо "Труд"
“
Наша сеть фокусируется на развитии продаж фермерской диетической продукции. Нестандартные виды мяса действительно популярны у покупателей — спрос есть на индейку, утку, телятину, мясо кролика. Но их стоимость достаточно велика — иногда в несколько раз выше традиционных курятины и свинины. А учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, покупательная способность последний год снижается, именно это и ограничивает спрос. Так что больших объемов нам не требуется. Обычно мы закупаем кроличье мясо у маленьких хозяйств по всему Северо–Западу.
Антон Беловецкий
Руководитель Формата Spar "Интерторга"