Из кабинетов чиновников все громче раздаются речи о ГЧП в сфере здравоохранения. Совладелец клиники "Семь докторов" Бадри Аджамов объясняет, что государству нужно сделать для повышения привлекательности таких проектов для бизнеса.
На дворе кризис, цены на нефть не думают подниматься, закрывать дыры в бюджете на здравоохранение нечем, и из кабинетов чиновников все громче раздаются речи о государственно–частном партнерстве (ГЧП) в сфере здравоохранения. Федеральный закон "О ГЧП" определяет его как совокупность форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Система ГЧП, как предполагается, должна способствовать модернизации здравоохранения, однако по итогам 2014–2015 годов в РФ большая часть таких проектов пока находится на начальной стадии. В здравоохранении на данный момент существует лишь одна форма ГЧП — BOT (Built–Own–Transfer, строительство — временное владение — передача объекта). Из–за того что закон и условия концессий не гибки, практически невозможна схема, в которой инвестор бы брал в аренду и управление уже готовые объекты с обязательством по их дооборудованию и управлению. В последнее время также рассматривается модель долевого участия частного капитала в госпредприятии.
На модернизацию здравоохранения нужны колоссальные инвестиции. Но вопрос не только в финансах, но и во времени. На строительство одних только региональных больниц силами государства уйдет 20–30 лет. Поэтому, несмотря на все сложности, государство пытается сдвинуть с мертвой точки процессы ГЧП в сфере здравоохранения. Известен, в частности, крупный проект — сделка сети клиник "Медси", подконтрольной АФК "Система", с правительством Москвы. В 2012 году в обмен на 25% акций объединенной компании правительство Москвы передало "Медси" пять поликлиник, три стационара и три санатория. Однако сегодня простой человек не может даже подступиться туда с полисом ОМС. Пример "Медси" наглядно демонстрирует, что проблемы при внедрении ГЧП в здравоохранении возникают просто автоматически. Компания не смогла привлечь иностранные инвестиции и была вынуждена тратить собственные средства. В условиях низкой тарифной стоимости лечения пациента ОМС, девальвации рубля, высокой стоимости импортного оборудования "Медси" вошла в режим конфронтации с представителями госпартнера.
Разумеется, в любом государственно–частном проекте всегда возникает острый конфликт интересов. Нет его только при полностью государственной медицине, где интересы пациента, врача и государства целиком совпадают. В текущих условиях интерес частного бизнеса в том, чтобы при партнерстве с государством получить стабильный рынок и прибыль, отсутствие конкуренции и государственные активы в пользование. Чтобы повысить привлекательность проектов для бизнеса, было бы неплохо государству разработать систему льготного кредитования и налогообложения для предприятий ГЧП. Также очевидно необходим пересчет тарифной системы ОМС, необходимо разработать систему регламентов взаимодействия с концессионером на года. При этом государство должно не только гарантировать своим частным партнерам стабильный поток пациентов, но и давать финансовые гарантии на случай кассовых разрывов.