Бесконтактная работа с заявителями, дистанционная регистрация сделок с недвижимостью и рассылка уведомлений через sms - таким представили будущее Росреестра на Петербургском юридическом форуме. Пока же работа ведомства вызывает множество нареканий.
В российском кадастре недвижимости числится 160 млн объектов. Однако качество кадастровой оценки (от нее рассчитывают налоговые платежи) вызывает много нареканий. Руководитель Росреестра Игорь Васильев назвал три главные проблемы кадастровой оценки: отсутствие единой методологии при проведении работ, низкая квалификация оценщиков и отсутствие ответственности оценочных компаний за результаты своей работы. В итоге жалоб от собственников, несогласных с результатами оценки своей собственности, становится все больше. Если в 2014 году в России было подано 27,7 тыс. заявлений на пересмотр результатов оценки, то в 2015 году их количество возросло на 132%, до 64,4 тыс.
По словам Игоря Васильева, в целом по стране 60% решений комиссий об оспаривании кадастровой стоимости выносятся в пользу заявителей. В среднем по суду заявителям удается снизить кадастровую стоимость на 27%, в масштабах страны в денежном выражении это более 1 трлн рублей.
"Мы поддерживаем создание института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости исключительно государственным учреждениям", — заявил глава Росреестра. По его словам, это повысит качество кадастровой оценки и упростит исправление ошибок. Соответствующие поправки в закон "О государственной кадастровой оценке" в мае были внесены в Госдуму.
К январю 2017 года Росреестр должен создать новую систему — Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), — которая объединит существующие сейчас государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственный кадастр недвижимости (ГКН).
"Главное новшество — это принцип экстерриториальности, заявление можно будет подать из любого места. Владельцам недвижимости в других регионах больше не придется летать туда для совершения сделок", — обещает Игорь Васильев. По его словам, в Росреестре заинтересованы в переходе на "бесконтактное взаимодействие с заявителями". В ведомстве рассчитывают, что все больше собственников и арендаторов будут подавать заявления не в офисах Росреестра, а через МФЦ. "Электроника — вещь жесткая, с ней нельзя договориться, если есть нужный пакет документов, то производится регистрация сделки, если нет — то нет", — говорит Васильев.
Он анонсировал еще одно нововведение в работе Росреестра: в этом году ведомство запускает систему уведомления заявителей через sms и по электронной почте о готовности документов. Уже летом откроют личные кабинеты правообладателей на сайте Росреестра (в нем можно будет сверить данные о своих квартирах, домах и земельных участках), и с января 2017 года аналогичный сервис будет запущен для кадастровых инженеров. На стадии обсуждения разработка сервиса для нотариусов, чтобы он могли оперативно проверять информацию об объектах перед удостоверением сделок.
Игорь Васильев гордится сокращением сроков регистрации — по его данным, сроки проведения кадастрового учета уменьшились с 10 дней в 2014 году до 6 дней в прошлом году. А регистрация прав на недвижимость за тот же период — с 12 до 8 дней. Но участники юридического форума усомнились в достоверности этих данных. "Не знаю, как в других регионах, но у нас очень много жалоб на задержки и срывов сроков при регистрации в Росреестре", — говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов. — В последнее время они стали хитрить, когда сроки поджимают, из Росреестра стали приходить уведомления, что не хватает каких-то документов. Почему нельзя сообщать об этом сразу?"
Нарекания в работе местного филиала Росреестра подтверждает и официальная статистика, из 3,3 тыс. обращений к главе Росреестра почти половина поступила из четырех субъектов РФ: Петербурга, Ленобласти, Москвы и Подмосковья. Причем 25% обращений касались именно сроков оказания услуг, а 34% — вопросов регистрации и кадастрового учета.