Российские фармацевты второй год подряд удерживают лидерство в рейтинге крупнейших рекламодателей, потратив с начала года на рекламу лекарств более 18 млрд рублей.
Суммарный объем рекламных бюджетов российских компаний в I квартале 2016 года, по оценкам АКАР, составил более 75 млрд рублей, что на 18% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
По данным
TNS Russia
, в I квартале 2016 года на первом месте по затратам на рекламу находятся фармпроизводители. Они удерживают лидерство второй год подряд и объясняют увеличение рекламных бюджетов успехами импортозамещения и тем, что россияне пока не экономят на лекарствах.
Процветающий кластер
Российские фармацевты, многие из которых разместили свои предприятия в петербургском фармкластере, потратили за I квартал свыше 18 млрд рублей. Так, IPSEN (выпускает лекарства по контракту на мощностях завода "Радуга–Продакшн" в Петербурге) увеличил рекламный бюджет в России на 10%. Компания размещается на ТВ, радио и очень много в Интернете. Уровень затрат на рекламу РИА "Панда" (производство БАДов) достиг 2 млрд рублей в год. "Цитомед" будет в этом году впервые выходить на рекламный рынок для сохранения рыночных позиций препаратов на фоне активной рекламы конкурентов, говорил ранее в интервью "ДП" Александр Хромов, генеральный директор ЗАО "МБНПК "Цитомед". "ВЕРТЕКС" тоже планирует усиливать рекламу. По словам Георгия Побелянского, гендиректора АО "ВЕРТЕКС", это позволит отвоевать долю рынка у других игроков.
Разница курсов
Доля рекламы лекарств и БАДов в топ–15 товарных категорий составила 24,7%, что на 11% больше показателя I квартала 2015 года. "Рынок растет, около 75% россиян покупают лекарства без рецепта, и важно напрямую коммуницировать с потребителями", — говорит Марина Велданова, старший вице–президент IPSEN по России и странам СНГ. "Лекарства и аптечный сегмент наименее подвержены снижению покупательской активности", — соглашается с ней Георгий Побелянский. Тем не менее, по данным DSM Group, объем коммерческого рынка лекарственных препаратов в ценах закупки аптек в I квартале 2016 года составил 140,3 млрд рублей, а в I квартале 2015 года — 156 млрд рублей, то есть этот рынок тоже сокращается.
В РИА "Панда" активизацию фармпроизводителей объясняют тем, что другие отрасли чувствуют себя еще хуже. "Не столько стало больше лекарств, сколько стало меньше остальных рекламодателей, а причины кроются больше в эластичности спроса по цене, — уверен Сергей Кириллов, руководитель службы стратегического маркетинга компании "РИА "Панда", — Ну и конечно, не надо забывать про разницу курсов и про то, какой значительный процент рекламирующихся производителей отрасли — западные компании, бюджет которых верстается не в рублях".
Тратят деньги не дома
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем петербургского рынка рекламы в 2015 году составил 9,4 млрд рублей. Доля рекламодателей в категории лекарств и БАДов на петербургском рынке, по данным TNS за I квартал 2016 года, гораздо скромнее, чем на российском, и составляет 3,6% от общего объема затрат на рекламу. Эксперты это связывают с тем, что даже местные заводы предпочитают размещать рекламу на федеральном рынке, а не на локальном. По ожиданиям опрошенных фармпроизводителей, в этом году цены на размещение могут возрасти, так как в 2015 году размещение, например, на национальных телеканалах дешевело примерно на 10%, на радио и на региональном ТВ — на 5%, в печатной прессе — на 3%. Поэтому по итогам 2016 года ожидается рост стоимости на размещение на 10–20%, в зависимости от носителя рекламы.