Небольшая компания "ПСК" пошла в крестовый поход против закулисных договоренностей в распределении госзаказа и через полтора года судов одержала знаковую победу. Теперь заказчикам будет сложнее отклонять заявки подрядчиков по формальным признакам.
Компания "ПитерСтальКонструкция" (ПСК) прошла все судебные инстанции — на это у нее ушло больше года — и доказала-таки в суде свою правоту в споре с комитетом по благоустройству и его главой Владимиром Рублевским. Денежный "выхлоп" от победы в тяжбах для подрядчика пока что совсем небольшой. Комитет должен выплатить ПСК около 3,6 млн рублей. Это сумма, внесенная бизнесменами в качестве обеспечения своего участия в аукционе. Для сравнения: годовой оборот компании составляет 150-200 млн рублей (по данным СПАРК).
Стоимость контракта, которого компания лишилась из-за действий чиновников, составляла 363 млн рублей. Теперь, доказав свою правоту, бизнесмены собираются взыскивать эти деньги в качестве упущенной прибыли. Впрочем, в ПСК говорят, что за их исками стоит не столько финансовый интерес, сколько принципиальное решение бороться с серыми схемами и закулисными договоренностями при распределении госзаказа.
Свои и надежные
Об этом скандальном конкурсе "ДП" рассказывал в начале 2015 года. Напомним предысторию. Под новый, 2015 год комитет по благоустройству объявил пять конкурсов на 1,7 млрд рублей на уход за газонами, деревьями, кустами в районах Петербурга. Обычно эти работы выполняли госпредприятия, но по распоряжению Дмитрия Медведева к деньгам допустили бизнес. Причем распоряжение премьера выглядело вполне логично. Ведь такие работы — типовые, и многие компании способны их выполнить. К тому же на аукционах бизнесмены торгуются и снижают цену, таким образом, экономят бюджетные деньги. Одновременно малый бизнес получал бы поддержку в виде госзаказов. В общем, плюсы для всех.
Но чиновники Смольного так не посчитали и придумали хитрость. Госпредприятия переоформили в ОАО. Собственником вновь созданных ОАО стал Смольный. Де-юре предприятия оказались бизнес-структурами, а де-факто остались госпредприятиями. Ну а для того, чтобы контракты достались именно им, а не малому бизнесу, работы в разных районах стали объединять в крупные аукционы (пять аукционов вместо 18 по числу районов Петербурга). Это увеличило их стоимость, и вместо 50-100 млн рублей один контракт начал стоить 300-500 млн рублей. Соответственно, увеличился размер обеспечения — тех денег, которые бизнес должен вложить, чтобы участвовать в аукционе. К тому же для участия подрядчик должен подтверждать, что уже выполнял работы стоимостью 20% от цены контракта. Таким образом, от участников требовался опыт работ на 100 млн рублей, а не на 20 млн рублей.
В результате тот самый многочисленный малый бизнес, ради которого Дмитрий Медведев подписывал распоряжение, не подал заявки на аукционы. За 1,7 млрд рублей друг с другом "соревновались" несколько смольнинских ОАО. Снижение цены во всех аукционах составило 0,5%. Однако две петербургские компании все-таки подали заявки. На один из аукционов заявилась упомянутая выше ПСК, на другой — ООО "Невская инженерная компания" (НИК). Снижение цены на этих аукционах составило 15%, а не 0,5%. Однако НИК отстранили от аукциона по формальной причине, а вот ПСК на торги прорвалась и выиграла.
После этого в распоряжение "ДП" попала аудиозапись, на которой некто голосом главы комитета по благоустройству убеждает бизнесменов, чья фирма победила в конкурсе на содержание зеленых насаждений, отказаться от работ в пользу госпредприятия и пугает разорением. Бизнесмены отказываются сделать это. Редакция "ДП" опубликовала эту запись полностью. Депутат Законодательного собрания Максим Резник направил жалобу в полицию, губернатору и в аппарат вице-губернатора Игоря Албина, который тогда начал курировать комитет по благоустройству. Спустя неделю ПСК, которая уже победила в конкурсе, отстранили, сославшись на то, что у компании неверно прописаны сроки банковской гарантии.
Не смогли проверить
Но самые жесткие проверки обрушились не на комитет по благоустройству, а на бизнесменов, которые могли иметь к этой истории какое-либо отношение. Все предыдущие работы ПСК проверяли. Компания не смогла получить госзаказы и вернулась к коммерческим подрядам, с которых и начинала. Более того, с проверками пришли и к партнерам ПСК. Доходило до того, что целая лаборатория приезжала изучать качество асфальта, который компания укладывала в дворовых проездах в Ленобласти.
В итоге в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти сообщили, что не смогли установить, кто записан на аудиозаписи, и отправили дело в архив. "ДП" направлял запрос в полицию с просьбой пояснить, каким образом там проверяли подлинность аудиозаписи. Прямого ответа редакция не получила. Но, судя по содержанию официальных ответов, направленных Максиму Резнику, в отношении чиновников полицейские использовали только одно средство проверки: возможному герою записи задали устный вопрос, не нарушал ли он случайно какой-нибудь закон.
Не идти на компромиссы
После полутора лет судов ПСК получила исполнительный лист. По нему комитет по благоустройству должен выплатить компании около 3,6 млн рублей обеспечения, которое она вносила для участия в конкурсе. На основании этого решения бизнесмены будут требовать возмещение упущенной выгоды, а это уже более 350 млн рублей. Взысканные деньги комитет будет выплачивать из бюджета. Но сотрудники комитета, пожелавшие остаться неизвестными, сообщили "ДП", что вычесть 3,6 млн рублей могут из статьи "оплата госслужащих", а зарплаты рядовых сотрудников комитета составляют около 40 тыс. рублей, и любые штрафы для них ощутимы.
В ПСК говорят, что судились не из-за денег, а из принципа. "Мы потратили больше года на этот судебный процесс и рады, что отстояли свою позицию. Собираемся взыскать и упущенную прибыль. Обычно предприниматели идут на компромиссы с теми, в чьих руках распределение бюджетных денег. Мы всегда работали исключительно в правовом поле и при этом не можем выйти на рынок госзаказа. Думаю, многим добросовестным подрядчикам знакома такая ситуация. Важно, чтобы они поняли: пока мы не начнем отстаивать свои права, ситуация не изменится. На мой взгляд, вычитать деньги, которые мы выиграли, нужно из зарплаты главы комитета. Ведь это он, в первую очередь, поддерживает работу системы, в которой нет места прозрачной конкуренции", — говорит гендиректор компании Александр Снежневский.
Про двойные стандарты
Если разобраться, на каком основании ПСК лишили контракта, обнаруживается интересная тенденция двойных стандартов в петербургском госзаказе. Больше того, обнаруживается, что этот небольшой двойной стандарт позволяет допускать или не допускать к конкурсу любую компанию, в зависимости от желания заказчика, одного из комитетов Смольного.
Так, в случае с ПСК комитет по благоустройству заявил, что банковская гарантия бизнесменов истекает 26 января 2017 года, а должна истекать 31 января 2017 года. По закону, она должна действовать в течение месяца после завершения работ. Срок исполнения работ, на которые претендовала ПСК, завершается 26 декабря 2016 года, поэтому компания взяла гарантию до 26 января 2017 года. Однако чиновники заявили, что заключают контракт на данные работы до 31 декабря 2016 года, и на этом основании отклонили банковскую гарантию компании.
Изучив сроки банковских гарантий других подрядчиков, "ДП" обнаружил сотни примеров, где гарантии действуют месяц после фактического завершения работ, и еще сотни примеров, где на этом основании заявки подрядчиков отклоняли.
Свежий пример: недавно комитет по строительству проводил конкурс на возведение пристройки к моргу на Екатерининском пр. почти за 400 млн рублей, в котором победитель "Топаз" представил банковскую гарантию со сроком действия до 31 января. Контракт на эти работы истекал 30 января, а срок исполнения — 31 декабря. Однако заявку компании не отклонили, хотя в других аналогичных случаях отклоняют.
В комитете по госзаказу, который курирует все конкурсы в Петербурге, прокомментировали этот феномен следующим образом. "Если суд поддержал позицию ПСК, значит, это правильно. Мы донесли это решение до заказчиков, чтобы они учитывали это в дальнейшем. Также подобные судебные споры комитет по госзаказу отражает в регламенте — это методические рекомендации, где прописан типовой контракт, — там, среди прочего, акцентируется внимание на том, чтобы сроки действия контракта были прописаны четко и понятно, дабы избежать подобных ситуаций", — сообщили в комитете.
Победа ПСК и ответ комитета означают, что в дальнейшем чиновники не должны отклонять заявки, ссылаясь на подобные сроки действия банковской гарантии. Только чтобы доказать эту небольшую деталь, подрядчику понадобилось потратить 1,5 года, десятки рабочих часов и понести многомиллионные убытки.