ОСК отменяет результаты конкурса на реконструкцию западного причала Северной верфи. Это первый этап 30-миллиардной модернизации судостроительного завода, в результате которой верфь сможет строить дорогостоящие крупнотоннажные суда. Правда, эксперты скептически относятся к начинанию.
Государственная
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) намерена отменить конкурс на реконструкцию западного причала входящей в госкорпорацию Северной верфи, сообщил глава ОСК Алексей Рахманов журналистам на церемонии спуска на воду подводной лодки "Колпино" на Адмиралтейских верфях в Петербурге.
Ранее, 26 мая, "ДП" подробно писал, что модернизация Северной верфи застопорилась из-за отсутствия денег. Верфь не заключила контракт на 1,35 млрд рублей на реконструкцию западного причала с сургутским ООО "Запсибгидрострой", победившим в конкурсе Северной верфи в апреле. "Мы решили не заключать контракт. Конкурс отменяется, — заявил вчера журналистам глава ОСК Алексей Рахманов — Будем разыгрывать новый конкурс, как только получим заключения Главгосэкспертизы. Планируем зайти в Главгосэкспертизу в середине июня".
Реконструкция причала — первый этап модернизации верфи, которая должна завершиться к 2024 году запуском в эксплуатацию крытого сухого дока для строительства крупнотоннажных судов. Проект модернизации предполагает, в частности, строительство нового корпусозаготовительного цеха. Также предполагалось оснастить завод кранами грузоподъемностью до 1,2 тыс. т, что вкупе с автоматизацией процессов позволило бы Северной верфи строить суда в соответствии с современными мировыми технологиями — крупными функционально насыщенными блоками. Это ускоряет и удешевляет процесс строительства судна. Модернизация позволила бы верфи производить суда длиной до 420 м и дедвейтом до 200 тыс. т (нынешние возможности верфи существенно скромнее — 170 м и 12 тыс. т).
После модернизации производительность Северной верфи, по расчетам авторов проекта, возросла бы в 4 раза, и она могла бы бороться с китайскими и корейскими верфями за строительство супертанкеров стоимостью более $200 млн.
Объем инвестиций в модернизацию — 30 млрд рублей. "Проект не будет урезан ни в каком формате. Вопрос финансирования остается в высоком приоритете Минпромторга и ОСК", — уверяет Алексей Рахманов. И замечает, упреждая вопросы журналистов: "У нас остается бюджетное финансирование — на объемах концентрироваться не хочу, потому что этот вопрос постоянно находится в движении".
При этом Алексей Рахманов отметил, что работы по Северной верфи уже начались. "Мы приступили к инфраструктурным работам", — заявил он. Непонятно, что именно имел в виду глава ОСК, но найти подтверждений началу работ на Северной верфи не удалось. Да и как они могли начаться, если не подписан контракт с исполнителем.
Среди опрошенных "
ДП
" экспертов не многие поддерживают идею масштабной модернизации Северной верфи, да и верит в нее мало кто. "На моей памяти это не первая попытка модернизации Северной верфи. Сомневаюсь, что и она увенчается успехом. Начнем с того, что в конечном итоге вся модернизация обойдется, возможно, больше чем в 100 млрд рублей, а 30 млрд — это так, для затравки", — полагает инженер-строитель с 30-летним опытом работы в советско-российском судостроении Владимир Березницкий. Он напоминает, что первый крупный проект модернизации Северной верфи появился в 1980-х годах. Уже тогда инженеры прорабатывали возможность сооружения на территории верфи сухих док-эллингов для строительства крупнотоннажных судов (газовозов, танкеров, контейнеровозов) и крупных военных кораблей — авианосцев. Но затем верфь потеряла свободную территорию, где предполагалось возвести новые мощности, отмечает эксперт, часть площадей занял контейнерный терминал.
"Сейчас Северную верфь надо перевооружить, и пусть она строит, как и строила, корабли водоизмещением 10 тыс. т. А под крупнотоннажные суда надо строить новую верфь на острове Котлин, как и планировалось еще в советское время. Кронштадт для сооружения универсальной крупнотоннажной верфи с двумя сухими доками — великолепное место. Там достаточно территории, рабочей силы, развитая транспортная инфраструктура. Новую современную верфь можно построить за 130-150 млрд рублей, что получится ненамного дороже, чем модернизировать Северную верфь по существующему сценарию. Замечу, весьма сомнительному. Проект строительства новой верфи в Кронштадте возродился при Валентине Матвиенко, а потом потихоньку снова заглох, и сейчас о нем почти не вспоминают. Хотя, на мой взгляд, это более разумная идея, чем строить новый завод на Дальнем Востоке, где дефицит квалифицированной рабочей силы. В итоге, когда дальневосточная верфь заработает, мы рискуем потерять завод "Звезда" по ремонту атомных подводных лодок — всех специалистов с него переманят на новую верфь", — предупреждает Владимир Березницкий.