Холдинг "Продовольственная биржа", который открывает аптеки на территории своих магазинов, планирует нарастить аптечную сеть, вложив от 5 млн до 10 млн рублей до конца года.
Петербургский холдинг "Продовольственная биржа" (управляет сетями "Полушка", "Лайм" и "Всенародный") планирует до конца года открыть около 10 аптек "Клевер". Аптеки "Клевер" с 2014 года работают на территории магазинов "Полушка", и сейчас аптечная сеть включает 22 аптеки площадью 15-20 м2.
В аптечном портфеле ретейлера есть еще одна сеть аптек — "Всенародная". Площадь этих аптек значительно больше, чем "Клевера", — 90 м2, но они также расположены внутри магазинов сети "Всенародный", которыми управляет "Продовольственная биржа". Это аптеки более низкого ценового сегмента и их также ждет расширение, но есть сложности с поисками подходящего помещения, сетует Павел Лаптев, руководитель отдела закупок сети аптек. Сейчас работает три такие аптеки.
Открывать "Всенародную" и "Клевер" холдинг планирует в будущем не только в помещениях своих продовольственных магазинов, но и в стрит-ретейле, часть из них большей площади. По данным компании, открытие одной аптеки обойдется в 1-2 млн рублей. "Покупателю удобно приобрести в одном месте продукты и аптечные товары первой необходимости, и если рядом с продовольственным магазином размещается аптека, это обеспечивает покупательский трафик обоим", — говорит Павел Лаптев. По его словам, для холдинга возможность вести смежный бизнес дает еще и повышение эффективности использования площади торгового зала.
"Если речь идет о наращивании количества аптечных пунктов по такой же схеме, то есть открытие на торговых площадях "Полушки", то задача вполне реализуемая", — уверен Павел Расщупкин, директор по аналитике "АРЭНСИ Фарма". Он напоминает, что сетевой ретейл пестрит примерами более стремительного органического роста (например, сеть "Ригла"). Эффективность формата зависит от места, считает эксперт. Обычно продуктовый магазин имеет гарантированный трафик, а значит, с высокой долей вероятности у аптеки будут хорошие показатели оборота.
"С учетом формата и размера аптечного пункта, скорее всего, все затраты будут относиться к покупке мебели и товарного запаса, то есть стоимость открытия вряд ли превысит 0,5 млн рублей", — говорит Павел Расщупкин. Удачным примером работы такого формата он считает аптеки А5 в супермаркетах сети X5 Retail Group. Вообще открытие аптек в прикассовых зонах достаточно распространенная практика, минимизирующая риски и в большинстве случаев решающая проблему проходимости аптек ("Планета Здоровья" в сети Metro и т.д.).
Действительно, развитие аптечной сети в помещении продуктового магазина давно стало популярным трендом в петербургской рознице. Аптеки арендуют прикассовые зоны в супермаркетах и гипермаркетах или же становятся частью торгового зала продуктового магазина. В "Пятерочках" работают аптечные пункты "Норма" и "ЛенОблФарм", для ретейлера формат shop-in-shop полезен синергетическим эффектом и дополнительными сервисами для покупателей. Аптеки работают и в магазинах детских товаров, на этом поприще отметились "Здоровый малыш", "Дети" и "Вотоня".