Бизнесмены предпочитают хорошо "кормить" своих юристов. Если же не платят, значит, у них совсем нет денег либо их не устраивает результат услуги. Либо этот долг — часть схемы, с помощью которой юристы их защищают.
За 2015 год в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступило 57 исков о взыскании долгов клиентов перед юридическими фирмами за оказанные услуги правового характера.
Общая сумма задолженности, попавшей в поле зрения мониторинга "ДП", составила 94,8 млн рублей — около 1% от примерного объема юридического рынка Петербурга за 2015 год (около 8,5 млрд рублей).
Почасовая оплата — залог победы
Партнеры юридических фирм, попавших в мониторинг, отмечают, что неплатежи клиентов — крайне редкое явление. "За всю историю нашей фирмы у нас было всего три клиента, которые нам не заплатили, — говорит управляющий партнер "Дювернуа лигал" Егор Носков. — И сумма неплатежей никогда не превышала 1% от оборота". По его словам, количество споров с клиентами варьируется в зависимости от того, какая фирма оказывает услуги: если международные юридические компании обычно в своих договорах не привязывают размер вознаграждения к результату спора, то российские фирмы, как правило, работают на "гонорар успеха", что в случае неудачи часто приводит к спорам с клиентом.
Действительно, ЗАО "Контакт", задолжавшее "Дювернуа лигал" в общей сложности 5,3 млн рублей по четырем договорам на сопровождение строек в инновационном центре "Сколково", ссылалось на то, что не подписывало акты по части оказанных услуг. Но обосновать в суде свою позицию ответчик не смог, и юристы суд выиграли.
Проверяем клиентов
Основной причиной неплатежей юристам участники правового рынка называют реальную, а не формальную неплатежеспособность клиентов. В условиях кризиса разорились даже те клиенты, которые еще в 2014 году демонстрировали уверенный рост. Так, финская фирма Hannes Snellman потребовала в суде 2 млн рублей с ЗАО "Аптеки 36,6", бывшего оператора аптечной сети "36,6". Юристы согласовывали для ответчика в ФАС покупку в 2014 году сетей "Ориола", "Аптека03" и "Витим и Ко". Но в январе 2015 года компания–клиент обанкротилась и за услугу не заплатила.
"Неплатежи клиентов — это единичные случаи, потому что у нас очень жесткая предварительная проверка потенциальных клиентов, — говорит партнер Hannes Snellman Юрий Пугач. — На платежеспособность и на чистоту с точки зрения законов, причем не только российских, но и шведских и финских. Далеко не все проходят эту проверку, и от многих поручений мы отказываемся. Если же долг возникает, мы всегда идем в суд, у нас на этот счет тоже очень строгая процедура. Никаких неофициальных способов "решить вопрос" у нас быть не может".
Формируем практику
По убеждению партнера петербургской юрфирмы Legis Universum Елены Ермошиной, нарушения сроков оплаты юруслуг связаны не со снижением уровня платежеспособности клиентов, а с их "финансовым менеджментом текущих затрат, изменением приоритетов в очередности осуществления платежей". Эта юрфирма отсудила 1,14 млн рублей у ООО "Московский двор" Александра Кожина за то, что представляла его интересы в споре с комитетом по строительству Петербурга, пытаясь обязать его согласовать продление сроков строительства. Суд был проигран, после чего клиент, уже заплативший аванс, отказался платить вторую часть гонорара. "Мы нацелены на поиск компромиссных решений в любой ситуации и недопущение ситуаций, требующих перевода отношений в судебную плоскость, — говорит Елена Ермошина. — Вместе с тем иногда судебный процесс является эффективным способом достижения единообразного понимания и помогает нам правильно формировать судебную практику, регулирующую возмездное оказание юридических услуг".
Работаем по предоплате
Небольшие петербургские фирмы стараются обезопасить себя от неплатежей клиентов, требуя с них предоплату.
"В нашей практике деньги берутся вперед, а кроме того, отношения с клиентами формируются отнюдь не через улицу, и платят нам всегда, — говорит управляющий партнер SSP–Consult Сергей Панфиленко, чья фирма отсудила 2,1 млн рублей у поставщика компьютеров ЗАО "Линкс", а затем переуступила долг физлицу. — Что касается этого долга, то я не могу его комментировать".
Действительно, по словам участников рынка, далеко не каждый неплатеж клиента юрфирме, взыскиваемый в суде, показывает неплатежеспособность ответчика. Нередки случаи, когда такая формальная задолженность используется юристами для правовой защиты клиента от других, более крупных кредиторов.