Альфа-Банк пытается организовать уголовное преследование миллиардера Андрея Исаева

Автор фото: Сергей Коньков

Санирующая Балтийский банк "Альфа–Групп" пытается организовать уголовное преследование экс–совладельца банка Андрея Исаева, элегантно защитившего от нее недвижимость.

В дни, когда Интерпол охотится за эмигрировавшим в Швейцарию бывшим президентом Балтийского банка Олегом Шигаевым, "ДП" стало известно об еще одном уголовном деле. На сей раз в поле зрения правоохранителей попал второй экс–совладелец Балтийского банка — Андрей Исаев.
Напомним, что санация Балтийского банка была введена после долгой корпоративной войны между Андреем Исаевым и Олегом Шигаевым. Санатором выступает Альфа–Банк. Альфа–Банк уже инициировал уголовное преследование Шигаева. А теперь и Андрей Исаев, который бросил все силы на защиту оставшихся у него активов, спровоцировал санатора на жесткие меры.

Уравнение с одним потерпевшим

Как сообщили "ДП" в пресс–службе главного следственного управления Следственного комитета России по Петербургу, Петроградский отдел ГСУ ведет расследование уголовного дела по факту мошенничества в особо крупном размере, совершенного не установленными пока лицами при управлении закрытым паевым инвестиционным фондом "Северная столица".
ЗПИФН находится под управлением УК "ПАН–траст", входящей в холдинг "Петербургское агентство недвижимости" (ПАН) Андрея Исаева. В рамках этого дела правоохранительные органы уже провели обыски в офисах управляющей компании и произвели выемки документации, сообщил "ДП" источник, знакомый с ходом следствия. Потерпевшим по делу считается Балтийский банк, санируемый Альфа–Банком.

В мире и согласии

ЗПИФН "Северная столица" был создан в 2004 году владельцем холдинга ПАН Андреем Исаевым и бывшим заместителем министра путей сообщения РФ Олегом Шигаевым, акционерами Балтийского банка.
Основной целью фонда было повышение капитализации самого банка, поэтому из 100 паев ПИФа 99 были внесены на его баланс. С 2005–го по 2012 год ПАН вносил в фонд все новые объекты недвижимости, активы банка росли в среднем на 10 млрд рублей в год. В 2009 году, когда обанкротился один из крупнейших заемщиков Балтийского банка, девелоперский холдинг "Строймонтаж" Артура Кириленко, активы ПИФа выросли вдвое, так как Андрею Исаеву пришлось для сохранения устойчивости банка завести туда еще один крупный объект. Затем в 2012 году, по версии одного источника, Олег Шигаев уговорил Андрея Исаева внести в банк еще несколько объектов.
Теперь, как сообщили "ДП" в пресс–службе кредитной организации, представители банка (читай "Альфа–Групп") считают, что банк был лишен своего имущества, включенного в состав ЗПИФН "Северная столица".
"В незаконной, по нашему мнению, процедуре выпуска дополнительных паев ЗПИФН прослеживаются явно согласованные действия ООО "Фортис", контролируемого господином Андреем Исаевым, и управляющей компании фонда — ООО "УК ПАН–Траст", направленные на захват имущества ЗПИФН", — заявляют в банке.

Заштормило

Упомянутой допэмиссии паев "Северной столицы" предшествовали драматические события, о которых писал "ДП".
Весной 2013 года партнеры разошлись во взглядах на дальнейшее развитие бизнеса. Шигаев, которому Исаев якобы предложил сдать пост президента банка и оставаться пассивным бенефициаром, начал корпоративную войну против партнера в лучших традициях начала 2000–х годов: с подделкой подписей на договорах дарения акций банка, силовыми заходами ЧОПовцев, выводом недвижимости из общих юрлиц лояльными директорами и т. д.
Андрей Исаев в ответ первым делом перекредитовал весь свой бизнес в Райффайзенбанке, погасив кредиты Балтийского банка на общую сумму около 300 млн рублей, стал оспаривать в суде все решения бывшего партнера, а также увольнялись лояльные Шигаеву топ–менеджеры.
Одним из первых в апреле 2013 года своего места лишился Дмитрий Куклин, гендиректор УК "ПАН–траст". В ответ Олег Шигаев, контролирующий Балтийский банк, продал 98 паев "Северной столицы" "дочке" банка ООО "Балтфинанс" (и сам же профинансировал сделку, выдав кредит на эту сумму). Новый пайщик потребовал проведения собрания пайщиков фонда по вопросу о смене управляющей компании. Имея 99 паев из 100, банк бы легко победил на голосовании и получил контроль над заведенной в ПИФ недвижимостью ПАНа. Но "ПАН–траст" от проведения собрания уклонялся, сколько мог, а сам тем временем провел допэмиссию 102 паев ПИФа, которые приобрело ЗАО "Фортис", подконтрольное Исаеву.
Летом 2014 года Андрей Исаев выиграл один из ключевых судов (о признании договора дарения акций банка поддельным), после которого признание всех корпоративных действий Олега Шигаева и потеря им банка были де–юре лишь делом времени.
Но почти сразу после этого Центробанк ввел в Балтийском банке санацию и отдал его на оздоровление Альфа–Банку. Акционерный капитал Балтийского банка был обнулен, что свело на нет результат судебных побед Исаева, а Альфа–Банк быстро перехватил выпавшее из рук Шигаева знамя борьбы за активы ПАНа.

Преимущественное право

По мнению санатора, в ходе допэмиссии паев "Северной столицы" банку не было предоставлено преимущественное право на их приобретение, кроме того, новый пайщик оплатил эти паи имуществом с искусственно завышенной ценой.
"Действия "ПАН–траста" в арбитражных судах, направленные на затягивание судебных процессов с целью ликвидации фонда и вывода его имущества, — логичный и предсказуемый шаг тех же лиц, которые незаконно завладели большей частью паев фонда", — считают сегодня в банке.
Источник, близкий к ПАНу, возражает на это: во–первых, все активы и по сей день находятся в фонде; во–вторых, Балтийскому банку было предложено поучаствовать в дополнительной эмиссии паев, но он свое преимущественное право не реализовал: "И кто еще кого пытается лишить имущества — большой вопрос".

Всем панам по делу

Санатор уже инициировал уголовное дело в отношении Олега Шигаева за вывод из банка 4 млрд рублей. Затем взыскал 1 млрд рублей с Андрея Исаева в райсуде по поручительствам, которые бизнесмен называет фиктивными.
Олег Шигаев оказался в Швейцарии, а теперь объявлен в международный розыск, и эта страна уже рассматривает запрос РФ о его экстрадиции. Андрей Исаев запустил процедуру своего личного банкротства по иску структур ПАНа. Параллельно структуры "Альфы" взяли контроль над всеми "дочками" Балтийского банка, которые для этого были выведены с его баланса на офшоры. В частности, "Балтфинанс", владеющий 98 паями "Северной столицы", оказался на балансе офшора Panolia Ltd.
Между тем в новогоднюю ночь 2016 года наступили основания для прекращения ЗПИФН "Северная столица" — срок его действия закончился. Теперь "ПАН–траст" по закону должен продать все имущество фонда и раздать пайщикам деньги от реализации пропорционально количеству их паев.
"ПАН–траст" в январе 2016 года вывесил на своем сайте сообщение о прекращении ПИФа, в котором указал, что чистые активы фонда на 1 января 2016 года оцениваются в 15,4 млрд рублей, а стоимость одного пая — в 76,3 млн. Однако, как отмечает источник в юридических кругах, знакомый с ситуацией, это не означает, что пайщики получат из кассы "ПАН–траста" ровно столько: имущество фонда по закону должно продаваться, и пайщики получат доли от общей выручки с продажи активов пропорционально количеству своих паев.
Балтийский банк и "Балтфинанс", опасаясь, что подконтрольная Андрею Исаеву УК продаст активы аффилированным компаниям и отнюдь не за рыночную стоимость, добились в суде принятия обеспечительных мер, запрещающих "ПАН–трасту" любые действия, направленные на закрытие фонда.
"ПАН–траст" обжаловал определение об обеспечительных мерах. В марте апелляционная инстанция ему отказала, несмотря на то что представители Центробанка убеждали суд, что необходимости в обеспечительных мерах нет. Теперь исход спора должен решаться в кассации.
Плохие новости для Андрея Исаева заключаются в том, что фонд "Северная столица" попал в поле зрения правоохранителей как раз накануне решающего заседания кассационной инстанции, которое назначено на 20 июня.
Управляющей компанией получены разъяснения Банка России, в которых указано, что основания для прекращения паевого инвестиционного фонда "Северная столица" наступили. В целях обеспечения интересов владельцев инвестиционных паев и иных кредиторов управляющей компании надлежит довести до их сведения информацию о принятии Арбитражным судом Петербурга и Ленинградской области определения об обеспечительных мерах. В случае отмены обеспечительных мер Банк России полагает, что УК сможет исполнить обязанности, связанные с его прекращением, в разумный срок.
Елена Меньшикова
генеральный директор УК "ПАН–траст" (заявление опубликовано на сайте компании)
Эффективность поиска и обращения взыскания на активы зависит в основном от специалистов, которые этим занимаются, от ресурсов, которыми они располагают. Этот случай для взыскателя может стать успешным. Имидж "Альфа–Групп", Альфа–Банка весьма серьезный. Юридическая служба четко знает, как и что делать в подобных ситуациях. Весь их опыт наглядно демонстрирует, что они, как правило, добиваются поставленной цели. Думаю, лицам, которые могут быть причастны к выводу активов, есть о чем беспокоиться.
Денис Лебедь
консультант по работе с проблемной задолженностью
Если у нового акционера сделки с активами банка, проведенные предыдущим руководством, вызывают обоснованные сомнения, то он вправе принимать меры. Для этого нужно использовать все предусмотренные нашим законодательством меры, в том числе обращение в соответствующие правоохранительные органы и оспаривание таких сделок в суде. В 2015 году были усовершенствованы специальные нормы действующего законодательства для подобных ситуаций. И это существенно повысило шансы на возврат незаконно выведенных активов.
Ильшат Гильмутдинов
советник председателя правления банка "Советский"
Для оспаривания проведенных сделок и возврата выведенного из банка бывшими акционерами имущества есть много прозрачных механизмов. Здесь главным критерием является рыночность сделки, то есть ее стоимость. Если цена сделки не является рыночной, то оспорить ее в суде очень просто. Санация банка всегда проходит в рамках закона "О несостоятельности (банкротстве)", который нацелен и работает на защиту прав добросовестных участников процедур банкротства от недобросовестных третьих лиц.
Денис Химиляйне
управляющий партнер "Прайм Эдвайс"