Российские потребители больше не хотят платить за бренд. В этих условиях торговцам приходится думать над тем, как предложить им дешевый продукт без потери качества, а производителям – о локализации производства.
Поведение российского потребителя изменилось, и торговле придется под него подстраиваться. К такому выводу пришли участники панельной сессии "Метаморфозы российского потребителя глазами производителя" на ПМЭФ-2016. Только 45% производителей и поставщиков рассчитывают на улучшение экономической конъюнктуры в ближайшее время, заявил партнер PwC Мартайн Пейтерс.
"Потребитель меняется вместе с экономической ситуацией. Бизнесу приходится становиться более гибким, чтобы соответствовать его новым потребностям. Мы пытаемся обеспечить доступность продукта для потребителя. Сейчас это очень актуально. Но сделать более доступный по цене продукт, сохранив его качество, – это задача не из легких. Это вызов для бизнеса. Он требует усилий по локализации как самого производства, так и человеческого ресурса", – сказал президент ООО "Марс" Валерий Щапов.
"Жаловаться на слабый рубль и снижение доходов населения не буду. Всегда есть продукты, которые хорошо продаются даже в кризис. Просто их надо искать. Среди производителей пищевой промышленности, с которыми я общаюсь, многие чувствуют себя уверенно. Производителям одежды, которые категорически не хотели размещать производства в РФ, считая, что делать одежду в Китае при любой экономической ситуации будет дешевле, посложнее. Сейчас они задумались об изменении стратегии", – говорит председатель совета директоров "Юлмарт" Дмитрий Костыгин. По его прогнозу, основных трендов развития ретейла на перспективу будет три: первый – активное развитие аутлетов, второй – активное развитие лоукостеров и третий – создание пригородных центров исполнения онлайн-заказов. "Потребитель пытается экономить. Это главный тренд, на который сейчас ориентируется торговля", – отметил он.
"Мы работаем с юрлицами и видим, что они чувствуют себя плохо. На них давит и конечный потребитель, и рынок – разрыв между доходами населения и ценой продукта растет. Доходы падают (где-то на 5%), а цены растут – на 15%. И потребитель может позволить себе все меньше. В этой ситуации надо поддерживать малый бизнес. А госрегулирование только усугубляет его положение", – соглашается Алексей Григорьев из "Метро Кэш энд Керри" в России.
Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group, напомнил, что торговля – двигатель производства. "Она привлекает в страну инвесторов, генерирует третий по объему поток налогов в казну после углеводородов и металлургии, в ней занято 4 млн человек по всей стране. Так что тренды в этой отрасли имеют колоссальное значение для экономики вообще", – заявил он. А трендов Игорь Шехтерман назвал три: покупатель не готов отказаться от докризисного потребления, при этом он, во-первых, выбирает более дешевые бренды, во-вторых, все больше покупок совершает в рамках промоакций со скидками, и, в-третьих, он не готов покупать продукты впрок. "Сегодняшний покупатель приобретает не бренд, а калории. И улучшения ситуации в ближайшее время мы не ждем. Но ждем рационализацию затрат", – заключил Игорь Шехтерман.
Президент
PepsiCo
по РФ, Украине и СНГ Сильвио Попович отметил, что в нынешней ситуации россияне стали уходить из сетевых магазинов в маленькие магазины у дома. "Но рынок торговли возрождается. Хотя и не так быстро, как после кризиса 2008 года", – констатирует он.
А по словам
Сотириоса Маринидиса, вице-президента по Восточной Европе и Центральной Азии компании P&G, потребительский рынок вступил в новую эру. "Если 1980-е годы прошлого века – это было время поставщиков, 1990-е и 2000-е – это было время розницы, то сейчас – момент истины, когда покупатель может купить все что угодно и любым способом. Надо использовать все возможные каналы для продаж, подстраивая работу под вызовы века информационных технологий", – отметил он.
В этой ситуации возникает соблазн у государства жестче регулировать рыночные процессы. По словам председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолия Аксакова, рынок – лучший регулятор самого себя. "Но есть 20% игроков рынка, которые не хотят соблюдать общие правила игры. Поэтому госрегулирование тоже необходимо, чтобы заставить и это меньшинство работать правильно", – считает он. Депутат сообщил, что за последний год государство пыталось это регулирование наладить, проведя поправки в закон о торговле. "Но не удалось предложить формулировки, которые всех бы устроили и не противоречили закону. К осени мы сформулируем все корректно. Закон заработает, и это позволит участникам рынка самим обо всем договариваться", – отмечает Анатолий Аксаков.
"Бизнес – нежная экосистема. Регулировать ее нужно очень осторожно. Хотелось бы видеть долгосрочную, предсказуемую и системную программу такого регулирования", – парировал Валерий Щапов. "Потребрынок формирует 20% от ВВП России. Надо уделить ему больше внимания в стратегии развития государства до 2030 года", – заключил Алексей Григорьев.