Директор по стратегическим вопросам брокерской компании "Инстант Инвест" Александр Тимофеев о том, кто станет правопреемником Лондона как финансового центра Европы.
В пятницу, 24 июня, Европа проснулась в другой реальности. После решения Великобритании о выходе из Евросоюза финансовые рынки начало лихорадить. Процедура развода обещает затянуться на несколько лет, поэтому период спокойствия наступит еще не скоро. На сегодня Лондон является безусловным мировым лидером торговли единой европейской валютой на рынке Форекс, и он рискует потерять эту роль.
Являясь постоянным членом Совбеза ООН, Лондон нанесет ущерб роли ЕС на международной арене, в том числе во внешних делах. У Великобритании и ранее был особый статус в ЕС, у нее была своя валюта, и монетарную политику определяет не Европейский ЦБ, а собственный Банк Англии во главе с Марком Карни. Теперь у европейцев разочарование и обида, что от них отказались, несмотря на исключительные условия у Туманного Альбиона.
Есть мнение, что правопреемником Лондона как финансового центра Европы станет Париж. Этого, к примеру, ожидает гендиректор BRED Banque Populaire Оливье Кляйн: "У нас уже есть и люди, и инфраструктура для глобального финансового центра, все уже готово". Но во Франции высокие налоги. По данным Французской федерации банков, в Великобритании вознаграждение сотрудника в размере 300 тыс. евро банку с учетом всех налогов обойдется в 352 740 евро, а во Франции — в 471 799 евро. Я полагаю, что слухи о смерти Лондона как финансовой столицы Европы несколько преувеличены. Лондон был финансовым центром и до создания Евросоюза. Если он и потеряет в значимости как европейская финансовая столица, то значительная часть оборота на финансовых рынках перетечет в другие страны ЕС не сразу, а постепенно. Так как нельзя быстро перевести штаб–квартиры мировых корпораций.
Есть другая проблема результатов референдума по Brexit: они фактически открывают ящик Пандоры для сепаратистов. Выход Великобритании из Евросоюза автоматически будет обозначать стремление Шотландии и Северной Ирландии обратно в ЕС, большинство жителей этих регионов голосовали за то, чтобы остаться. У Великобритании не будет морального права и возможности удерживать эти регионы. Тем более шотландцы совсем недавно были близки к победе на референдуме по созданию собственного независимого государства.
Примеру Великобритании могут последовать Бельгия и Испания, внутри этих стран есть сильные сепаративные настроения. В Испании — Каталония, в Бельгии — Фламандия. Поэтому в целом процесс гораздо более серьезный, чем сейчас оценивают. Раздражение миграционной политикой Брюсселя вкупе с экономическими ограничениями у ряда отраслей могут вылиться в неожиданные результаты при подобных голосованиях.
В краткосрочной перспективе и фунт, и евро оказались под давлением, а бенефициарами Brexit оказались японская иена и доллар. Однако в долгосрочной перспективе фунт стерлингов может укрепиться по отношению к евро, поскольку негативные последствия для Евросоюза окажутся сильнее, чем для Великобритании. С геополитической точки зрения Brexit выгоден России, потому что он ослабляет ее противника — Евросоюз.