Петербургский предприниматель Виталий Млынчик запускает производство бытовых аккумуляторных батарей, работающих от солнца, на 3 года раньше, чем это обещает сделать американская Tesla Илона Маска
Петербургский предприниматель — президент компании Quadro Electric Виталий Млынчик собирается составить конкуренцию американской Tesla Илона Маска. Quadro Electric построит в Петербурге завод по производству модульных систем хранения энергии Watts, способных подзаряжаться от солнечной энергии, электросети и дизельных генераторов. Объем инвестиций в проект оценивается в 300 млн рублей. Quadro Electric позиционирует свою продукцию как альтернативу дизель–генераторам, утверждая, что Watts бесшумен и экологичен, так как не использует топлива. Главная аудитория, на которую рассчитывает предприятие, — владельцы загородных домов, малый бизнес, путешественники и другие потребители, не имеющие возможности подключиться к электросети.
Эксперты "АЛОР БРОКЕР" прогнозируют, что компания может занять до 5% рынка источников бесперебойного питания, общая годовая емкость которого в России оценивается в 50 млрд рублей.
Солнечная замена для электросети
Группа Quadro Electric, созданная в 2009 году, принадлежит трем петербуржцам: 50% владеет сын Виталия Млынчика Владимир, еще по 25% — у Антона Красильчука и Артема Денисова. Реализацией проекта займется входящая в группу Quadro Electric компания WATTS Battery, соучредители которой — Владимир Млынчик и его московский партнер и однокашник Юрий Власов.
Завод будет построен на территории ОЭЗ "Новоорловская". В этом году начнется проектирование, завершение строительства намечено на 2017 год. Мощность предприятия Владимир Млынчик не уточнил. "В этом году мы на арендованных производственных площадях рассчитываем изготовить пробную партию аккумуляторов, около 100 штук, для изучения спроса. От размеров спроса будет зависеть и мощность завода", — говорит он. Продукция будущего завода — бытовые накопители электроэнергии на основе литиевых аккумуляторов, разработанные WATTS Battery. Емкость одного аккумуляторного блока — 1,5 кВт. Их можно соединять друг с другом для увеличения мощности. В такой батарее может быть сколько угодно блоков. Так, чтобы обеспечить электроэнергией в объеме 10 кВт загородный коттедж, потребуется соединить семь блоков Watts. "Накопитель работает по системе plug–and–play: любая домохозяйка может легко его использовать", — уверен Владимир Млынчик.
Рынок бытовых накопителей электроэнергии в России сейчас не развит, говорят в WATTS Battery. Аккумуляторы можно также использовать и в городских квартирах — в качестве накопителя электроэнергии, говорит Юрий Власов. Зарядив Watts ночью по сниженному тарифу, потребитель сможет в течение дня пользоваться более дешевой энергией. Таким образом, потребитель сможет экономить на плате за электроэнергию. Кроме того, аккумулятор можно брать в поездки.
По расчетам WATTS Battery, в рознице стоимость одного блока составит до 65 тыс. рублей.
Главный рынок сбыта новой продукции — Россия. Производитель также рассчитывает выйти и на экспорт.
Юрий Власов мечтает, что массовое распространение Watts может перевернуть рынок электроэнергетики России, который сложился преимущественно как электросетевой рынок, с крайне незначительной ролью автономных энергонакопителей — для них сейчас самое время, полагают в компании.
Наш ответ Америке
Разработку WATTS Battery, по сути, можно назвать российским аналогом аккумуляторов компании Tesla, которая в мае 2015 года презентовала в США Powerwall — накопитель электроэнергии для частных домов и мелких коммерческих предприятий. Глава Tesla Илон Маск представил два варианта прибора — мощностью 10 кВт (ориентировочная стоимость в рознице — $3,5 тыс.) и 7 кВт ($3 тыс.). Средняя американская семья, живущая в коттедже, потребляет около 9 кВт в сутки. Tesla утверждает, что одна батарея Powerwall может обеспечить дом электричеством на 3–5 часов. Завод Tesla, который будет выпускать Powerwall, планирует выйти на полную мощность к 2020 году.
Появление Watts может стать заметным событием на рынке электроэнергетики, приборов с такими параметрами в России не производят. Но революции он не сделает, убеждены эксперты. "Это только накопитель. К нему понадобится дополнительное оборудование — как минимум бензогенератор. Прибор будет полезен дачникам выходного дня, которые смогут заряжать его дома", — скептически оценивает перспективы разработки россиян генеральный директор ООО "Автономные энергетические системы" Александр Шаров.
Не конкурент дизелю
Рынок перенасыщен предложением всевозможных электрогенераторов, в основном иностранного производства, работающих на газовом, дизельном, бензиновом топливе, отмечает аналитик "АЛОР БРОКЕР" Кирилл Яковенко. Спрос на них растет благодаря росту строительства индивидуального жилья — главной целевой аудитории такой продукции. Генераторы покупают также строительные компании, фермы, представители индустрии отдыха и развлечений, общепита, мелкой розницы.
"Вряд ли найдется большое количество потребителей, готовых перейти с дизель–генераторов на накопители, которые запитываются от солнечной энергии. Солнечные панели обойдутся им значительно дороже, чем дизельное или даже бензиновое топливо", — рассуждает Кирилл Яковенко.
Современные технологии пока не позволяют производить доступные солнечные панели с КПД фотоэлементов выше 20%. То есть только пятая часть поглощаемой ими энергии генерируется в электричество. А значит, эффективность такого прибора будет сильно зависеть от того, есть ли на небе солнце, отмечают эксперты.
"Пока бытовые солнечные электростанции не могут составить серьезную конкуренцию ни дизельным, ни каким–либо другим генераторам. С солнечными батареями всегда есть риск, что при затяжной непогоде придется коротать вечера в темноте", — поясняет технический специалист интернет–магазина "220 Вольт" Кирилл Чернышев.
Российские предприятия пока не производят накопителей, подобных Watts. Однако иностранные готовы поставлять такие приборы.
Так, еще в начале 2014 года американская компания LinorTek представила свой портативный накопитель SolarBriefcase, работающий от солнечных панелей. Но эта модель так и не покорила российский рынок, хотя стоила всего $550 (около 20 тыс. рублей по курсу 2014 года).
"Ничего более доступного и простого в обращении, чем привычный дизельный электрогенератор, пока не придумано. Для успеха WATTS Battery нужно существенно снизить цену", — советует Кирилл Яковенко.
“
Накопительные аккумуляторные батареи широко применяются в мире как источник бесперебойного питания. Это экологичная альтернатива дизель–генераторам. В Японии аккумуляторы используют в городских квартирах: в итоге потребители экономят на оплате электроэнергии, бережнее относятся к ней. Но в доме, не подключенном к электросети, батарея работает недолго. А чтобы заряжать прибор достаточной мощности солнечной энергией, нужны солнечные батареи размером несколько квадратных метров. К тому же в нашем регионе мало солнца для выработки солнечной энергии.
Сергей Шувалов
начальник департамента технологического развития и инноваций "Ленэнерго"
“
Идея использования возобновляемых источников энергии в сочетании с накопительными аккумуляторными батареями, конечно, очень хорошая, интересная, перспективная. Но пока это развивающаяся технология, и в большинстве случаев она не конкурирует с дизельными генераторами, которые способны давать в сотни раз большую мощность, чем предлагаемый комплекс, — 1,5 кВт от аккумулятора достаточно только для того, чтобы у вас на даче в течение суток горело несколько лампочек, работал телевизор, холодильник, может, еще хватит на небольшой насосик. Но в целом идея правильная.
Павел Плавник
Председатель Совета Директоров Пао "Звезда"