Молодые бизнесмены, совладельцы компании Enot, продают IT-системы, с которыми можно разговаривать.
Михаил Досов (30 лет) ведет бизнес — компанию Enot — со своим бывшим однокурсником Дмитрием Арцыбашевым (29 лет), а вдохновение и инвестиции получил от бывшего одноклассника Андрея Стрепетова (31 год), владельца компании "Летний сад". Летом 2015 года одноклассники общались по телефону. Андрей сетовал на CRM–систему (оформление взаимоотношений с клиентами): хорошо бы те данные, которые менеджеры получают из бесед с клиентами, не надо было затем вручную вбивать в базу. Если бы они заносились туда автоматически, менеджеры работали бы эффективнее и ни одна деталь не ускользала бы.
Андрей обратился к Михаилу не случайно: тот уже восьмой год работал в компании "Центр речевых технологий". Фактически Михаил получил запрос на CRM–систему с распознаванием речи. Андрей вложил в дело друга 5 млн рублей (в обмен на 30% компании) и сделал первый заказ.
Поначалу офисом служил тренажерный зал — там Михаил и Дмитрий первые полгода устраивали совещания без отрыва от тренировок. Через полгода был готов продукт для "Летнего сада". У компании Enot появился офис и штат программистов (сейчас их семь человек). И теперь она предлагает малому и среднему бизнесу системы CRM и ERP (управление ресурсами компании), виртуальные АТС, а также IT–отдел на аутсорсинге. Оборот компании за первый год составил 2 млн рублей.
"Малому и среднему бизнесу мало автоматизации какой–то одной части, например отдела продаж, — объясняет Михаил. — Если ты сделал хорошо одну часть, тебе звонят и спрашивают: а можешь еще сделать IT–обслуживание офиса? А вот это? А вот то?"
Читайте также:
Как отрасль коммуникационных услуг живет в кризис
Сейчас команда трудится над проектом Simus. Это разработка, превращающая CRM–систему в живого помощника. По сути, Enot создает робота–ассистента, который в курсе всех бизнес–процессов. "Он должен понимать спонтанную речь. Бизнесмен может сказать ему: "Дружище, вбей клиента в CRM. Выстави мне счет, распечатай накладную". А тот должен проанализировать текст, вычленить команды и исполнить их", — рассказывает Михаил. Сейчас он получает на эту разработку патент и подает на грант Бортника по программе "Старт". Деньги в случае успеха пойдут на научную разработку и исследование в области анализа текста. Размер гранта может составлять 2–9 млн рублей.
Система получила рабочее название Simus не случайно: так называет вид енотов-полоскунов. Сама же фирма называется в честь милого пушистого зверя тоже не случайно. Во-первых, объясняет бизнесмен, это сразу располагает к себе потенциальных клиентов и сразу заставляет запомнить бренд, во-вторых похоже на звучание английского слова e-note (электронные записи), отражающее суть деятельности.
Мировой рынок CRM–систем оценивается в $34 млрд, российский — в 20 млрд рублей. По данным TAdviser, по количеству внедренных CRM-решений в РФ лидирует компания Terrasoft, второе и третье место занимают Microsoft и «1С-Рарус». Самые популярные CRM-системы это Microsoft Dynamics CRM, 1С:CRM, БИТ:CRM
"Бизнесу нужны новые CRM–системы и IT–продукты по управлению бизнесом: программы, которые появились 30–40 лет назад, непривычны и непонятны поколению Facebook и "Вконтакте", — говорит Игорь Сугнач, основатель FreshOffice. — Поэтому есть спрос на свежие ПО в этой области, а также различные решения и надстройки для олдскульных программ".