Новый завод "Спецгазэнергомаш" в Ленобласти будет выпускать оборудование для газпромовского проекта "Северный поток". Инвестиции в строительство завода составили 550 млн рублей.
Компания "Спецгазэнергомаш" (СГЭМ) входит в крупнейшую в России логистическую группу в газовой отрасли "Логистика Северо-Европейских газопроводов" (ЛСЕГ), принадлежащую, по данным СПАРК, предпринимателю Темуру Анчабадзе. По словам директора производственной зоны Дубровка Александра Лупеко, для строительства завода СГЭМ выкупил старое производственное здание и земельный участок 3 га в производственной зоне Дубровка в Кировском районе Ленобласти. Общая площадь индустриального парка составляет 97 га.
Как рассказал генеральный директор СГЭМ Лаша Какава, площадь завода после модернизации составила 8,5 тыс. м2. В реконструкцию производственных цехов было инвестировано более 550 млн рублей. В ближайших планах компании — производство и поставка оборудования для снабжения строительства компрессорных станций газпромовского проекта "Северный поток". "Газпром" — один из ключевых заказчиков завода.
После выхода на проектную мощность новое предприятие будет производить продукцию на сумму 4 млрд рублей в год, сообщил Лупеко.
СГЭМ специализируется на проектировании, производстве и поставке трубных монтажных узлов для магистральных и промысловых трубопроводов, теплоэнергетического оборудования, емкостей различного типа, промышленных систем водоподготовки и водоснабжения.
Напомним, что "Газпром" реализует два проекта строительства магистральных газопроводов из России в Европу через Балтийское море под названием "Северный поток". Первый был введен в 2012 году. В 2016 году стартовало строительство "Северного потока — 2" — это проект газопровода из России в Германию. Его мощность должна составить 55 млрд м3 газа в год, столько же, сколько у действующего "Северного потока". Объем инвестиций в проект оценивается в 10 млрд евро. Сдать его планируется в 2019 году.
Как поясняют участники рынка, с 2013 года спрос на отечественное оборудование для нужд топливно-энергетического комплекса стал резко расти, что дало толчок к развитию промышленности. Еще до начала санкционной войны в 2014 году предприятия нефтегазодобывающей отрасли заявили, что намерены сократить долю импортного оборудования. За 2002-2012 годы она увеличилась с 30 до 70%.
Проблема была в том, что в России не осталось производителей многих видов оборудования: они либо закрылись, либо были поглощены транснациональными компаниями NOV, Schlumberger, Baker Hughes, Halliburton, Weatherford.
В 2012 году Минпромторг подсчитал, что к 2016 году отечественным нефтегазосервисным и добывающим компаниям придется списать в среднем 50% находящегося на их балансе оборудования. И если российские предприятия срочно не начнут производство этой продукции, то наш рынок попадет под полный контроль зарубежных поставщиков.
Это сподвигло многие отечественные предприятия на расширение производства. Так, петербургский трубный завод "Твэл" в 2014 году открыл новую площадку по выпуску полимерных труб мощностью 800 млн рублей в год. По словам гендиректора "Твэл" Олега Султанова, большую часть своей продукции завод поставляет структурам "Газпрома". "Газпром" предпочитает работать с проверенными поставщиками, отмечает он.
Станислав Чуйко из ООО "Северная компания" подтверждает: "Попасть в число подрядчиков таких структур, как "Газпром", очень непросто. Нужно иметь штат квалифицированных сотрудников в тысячу человек, опыт работы на соответствующих проектах, собственное современное производство и парк техники".
Нефтегазодобывающие компании обычно заказывают оборудование у одних и тех же поставщиков, поэтому рынок производителей специфического оборудования довольно узкий, говорят эксперты.