Как выяснил "ДП", известный искусствовед из Русского музея Александр Боровский оказался совладельцем Сытного рынка, старейшего в Петербурге. Кстати, там же, в музее, ему вместе с партнерами принадлежит лавка по продаже сувениров.
Как стало известно "ДП", семья заслуженного деятеля искусств РФ Александра Боровского владеет долями в ООО "Сытный рынок" и ООО "Сытный" — компаниями, которые управляют Сытным рынком в Петербурге. Это старейший рынок города, созданный в 1711 году. В его историческом здании на Сытнинской площади, 3-5, находится торговый зал площадью 2,5 тыс. м2 на 250 торговых мест.
"Стоимость аренды на рынке составляет от 500 до 1500 рублей в день за торговое место. Он заполнен арендаторами на 70%", — сообщили участники рынка. Оборот рынка в СПАРК не отражен. Но эксперты оценивают его в 100-120 млн рублей в год.
По данным СПАРК, семья Александра Боровского получила долю в бизнесе Сытного рынка в 2009 году. Тогда владельцем 12,5% рынка стал Сергей Боровский, сын искусствоведа Александра Боровского. Осенью 2009 года он вышел из бизнеса, но по 12,5% в компании получили его родственники — сам Александр Боровский и его невестка Мария Боровская. В 2010 году доля Марии Боровской увеличилась до 25%. С тех пор семья Боровских контролирует 37,5% ООО "Сытный рынок". По той же схеме семья Боровских получила 37% ООО "Сытный".
Оставшиеся доли — у Марии и Аси Элькиных, дочерей гендиректора Сытного рынка Бориса Элькина. Он также известен в городе как бывший бизнес-партнер главы холдинга "Талион" Александра Ебралидзе. Этому бизнесмену до 2007 году принадлежало около 10% в ООО "Сытный рынок". Но позже он из состава собственников вышел, а взамен Борис Элькин вышел из числа совладельцев "Центра гуманитарного и делового сотрудничества" Александра Ебралидзе на набережной реки Мойки.
В беседе с "ДП" Александр Боровский заявил, что "доля в бизнесе Сытного рынка — это дела семейные".
"Я не бизнесмен и бизнесом как таковым не занимаюсь. Долей владею — это правда. Мне ее сын подарил. Но в операционном управлении объектом не участвую. Мне нравится архитектура Сытного рынка, и я дружу с Борисом Элькиным и его семьей. Но торговый бизнес — не мое дело. Я далек от этого", — заявил Александр Боровский.
Борис Элькин подтвердил, что Боровские уже несколько лет являются его деловыми партнерами. "Но операционное управление бизнесом Сытного рынка осуществляю я", — подчеркнул он.
Александр Боровский — известный российский искусствовед, заведующий отделом новейших течений Русского музея, заслуженный деятель искусств РФ, сын театрального художника Давида Боровского.
Кроме доли в бизнесе Сытного рынка Александр Боровский владеет 42,86% ООО "Русское искусство", которое торгует сувенирами в Русском музее. Такая же доля в этой компании принадлежит Сергею Любимцеву — еще одному сотруднику Русского музея, который параллельно руководит организациями, развивающими меценатство в России.
Также Александр Боровский больше 15 лет владеет 80% АНО "Содействия реставрации и развития музея-заповедника "Павловск" "Музей-сервис". Ее специализация — торговля сувенирной продукцией. Обороты обеих этих фирм в СПАРК не отражены.
Люди из окружения Александра Боровского тоже заверили "ДП", что уважаемый искусствовед бизнесом не занимается. "Главный бизнесмен в их семье — сын Сергей. У него большой бизнес в Китае. Там же он платит налоги", — сообщил один из собеседников "ДП".
По данным открытых источников, Сергею Боровскому 44 года. С 1991 года он живет и работает в Китае. Является председателем инвестиционной компании Golden Dragon Investment и руководителем представительства "Китай и Юго-Восточная Азия" Национального агентства прямых инвестиций (НАПИ) Китая. C 2006 года НАПИ является официальным представителем MIGA (группа Всемирного Банка) по созданию и развитию Центра прямых иностранных инвестиций в России и СНГ. Связаться с Сергеем Боровским "ДП" не удалось.
По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР), в Петербурге работают около 20 рынков. Их годовой оборот, по разным оценкам, составляет до 1 млрд рублей (не более 0,1% оборота торговли в Петербурге).
Кризис ударил по среднему классу — основному покупателю рынков. Неудивительно, что в прошлом году посещаемость городских рынков упала, средний чек снизился на 10%, а средняя заполненность составляет сейчас около 70%.
"Сегмент много лет съеживался, особенно под давлением торговых сетей. Но 4 года назад этот процесс остановился. Народ понял, что на рынке есть продукты, которые в сетях не купишь. Отличие от сетей по ассортименту, надеюсь, позволит петербургским рынкам развиваться и дальше. Тенденции к ухудшению ситуации я не вижу. В кризис покупателей больше не стало, но не стало и меньше, хотя цены поднялись", — говорит руководитель одного из рынков.
"Пока в стране есть сельское хозяйство, будут и сельскохозяйственные рынки", — уверен глава Торжковского рынка Леонид Яцук.
"С точки зрения общественного запроса у рынков есть будущее. Ведь в ситуации, когда торговлю превращают в конвейер, все больше ценится живое общение, которое есть на рынке. Европейский опыт это подтверждает. Но наши власти далеко не всегда принимают решения в соответствии с запросом общества. Еще Салтыков-Щедрин говорил, что задача нашей власти — держать народ в изумлении. И ей это отлично удается. Власть имущие активно поддерживают развитие торговых сетей, а положение рынков и малого бизнеса ухудшают. Не исключено, что рынки рано или поздно вообще ликвидируют", — говорит председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.