Журналист Ольга Комок о фестивале "Точка доступа".
Если спектакль — то не в театре, искусство — не в галерее, кино — под открытым небом: такова идея нового петербургского фестиваля "Точка доступа". На второй год жизни, несмотря ни на какой кризис в головах и карманах, фестиваль смотрится едва ли не главным летним событием для людей, которым интересно думать и смотреть. В конце июля — начале августа событие достигло своего апогея. Спектакли программы идут не один раз, а "пакетом" — по несколько дней кряду.
При всей пестроте программы, в фокусе внимания "Точки доступа", конечно, театр. В этом году у фестиваля появилась собственная продукция — спектакль "Сталкеры" в чаше бывшего бассейна в Петрикирхе на Невском. Это идеальная точка для продолжения сцены на пороге комнаты исполнения желаний из "Сталкера" Тарковского: облупленный кафель, вода на полу, дождь с потолка, мерцающие склянки под ногами трех актеров, которым не нужен режиссер. Борис Павлович, Александр Машанов и Женя Анисимов (все с режиссерским опытом) — Профессор, Писатель и Сталкер — разыгрывают тексты Марии Зелинской, Алексея Слюсарчука и Максима Курочкина, продолжая на современный лад разговор, не оконченный в фильме. Профессор не верит в искренность Сталкера, и критика его представлений о "зоне" оборачивается критикой самого Тарковского, вполне нелицеприятной. Писатель не хочет заходить в комнату исполнения сокровенных желаний и подвергает сомнению существование не только счастья, но и Бога (это в стенах–то лютеранской церкви). В поисках выхода герои последовательно выходят из пространства сцены, из своих образов и из формата спектакля. Выход для Профессора, Писателя и Сталкера даже можно назвать хеппи–эндом, которого в фильме будто бы нет и в помине. Оказывается, он там как раз и кроется, но, чтобы исполнить свое заветное желание и узнать главную человеческую тайну о точке доступа к вечному истинному счастью, все–таки стоит сходить на спектакль (30 и 31 июля, 2 августа).
"Разговоры беженцев" — первая в России постановка не самой популярной пьесы Бертольда Брехта — заставляет побегать. Публика в наушниках, уворачиваясь от опаздывающих пассажиров, подслушивает разговоры двух беженцев времен Второй мировой войны на Финляндском вокзале, а это родной брат вокзала Хельсинки, куда бежал в 1940–м сам Брехт и где разворачиваются диалоги его пьесы. Впрочем, не диалоги и были. Вокзальный театр приводит не столько к катарсису, сколько к недоумению: зачем вслушиваться в водопады монотонно зачитанного письменного эссеистического текста (при всей его политической, социальной и этической актуальности лишь внешне оформленного как диалог) и при этом нарезать круги по залу ожидания Финляндского вокзала, его окрестностям и лестницам (буквально — вверх–вниз, вверх–вниз вслед за "человеком с флажком")? Актеры — великолепные Сергей Волков и Максим Фомин — хотя бы обычными вокзальными делами заняты: доширак едят, в морской бой играют, курят, пиво пьют, уходят на перрон. Публике же остаются гудящие ноги и гудящие от непереваренных смыслов головы (проверить на себе можно 30 и 31 июля, 3 и 6 августа).
Одним оригинальным ходом — из театра на вокзал, в магазин или бизнес–центр, спектакли "Точки доступа" явно обойтись не могут. Все ходы должны быть выверены, как в шахматной игре. Выиграют ли свои партии другие участники фестиваля — как минимум любопытно. Сможет ли основатель театра Lusores Александр Савчук в спектакле "Гамлет. Гаджет" напугать шекспировским накалом обычных покупателей в магазине гаджетов (29 июля и 6 августа)? Так ли хороша экскурсия "Этюд–театра" по местам действия пьесы о нынешних подростках "Четырнадцать плюс", как их же убийственно смешной и печальный стационарный спектакль, или зрителей, 3 часа катавшихся по депрессивному юго–западу, утешит лишь пикник на берегу Финского залива (5–7 августа)? Еще один фестивальный спектакль–прогулка — "Другой город" Семена Александровского — подчеркнуто буржуазен: но хорошо ли мы расслышим звуки Венеции, Парижа и Амстердама, гуляя по Фонтанке и Летнему саду (4–7 августа)?
Читайте также:
Культура
В Петербурге появилась еще одна культурная крыша
Все театральные события фестиваля предназначены для ограниченного контингента — мест и наушников везде мало, к примеру, в Петрикирхе помещается от силы 30 человек. И только завершение фестиваля обещает быть грандиозным. 7 августа на Свердловской набережной высадится целый корабль артистов Архангельского молодежного театра. Феерию "Путями Каина. Трагедия материальной культуры" по поэме Максимилиана Волошина поставил Максим Диденко, гигантские корабельные конструкции создал Павел Семченко. Места на набережной хватит всем, да и вход на спектакль объявлен свободный. Вот только точка его проведения труднодоступна: туда предлагается плыть на корабликах.