Президент Московской Международной Валютной Ассоциации Алексей Мамонтов - о том, кто уничтожает конкуренцию в сфере банковского бизнеса.
Одной из главных причин торможения экономического роста в России служит увеличение государственного присутствия в экономике, то есть наращивание госрасходов, усиление административного гнета, ужесточение госрегулирования и надзора. Бюджет давно уже сводится с дефицитом, покрываемым лишь расходованием госфондов и увеличением госзаимствований, а также курсовой разницей. Доля госсредств растет как в потреблении, так и в инвестициях. И там и там они, однако, не становятся драйвером роста, а, напротив, устраняют последние стимулы к развитию предпринимательской инициативы, добивают рыночную конкуренцию.
Адепты усиления роли государства в экономике обычно ссылаются на примеры развитых стран. Однако при этом умалчивают, что в развитых экономиках государство гораздо более контролируемо обществом и, соответственно, более эффективно, в том числе как собственник. Кроме того, оно там при возникновении малейшей возможности стремится выйти из капитала национализированных им ранее компаний, а также снизить регулятивное давление и открыть доступ к денежным ресурсам.
Иное дело у нас. Возьмем банковский сектор. В первой пятерке по активам у нас только госбанки. Их присутствие в различных секторах банковского бизнеса растет, причем не за счет более высокого качества услуг, а за счет привлечения клиентуры из частного банковского сектора, из банков, у которых уже отозваны лицензии (свыше 200 за последние 2 года). Доля госбанков в активах банковской системы России уже превысила 60% и продолжает увеличиваться. А тем временем у чиновников зреют новые планы по дальнейшему огосударствлению финансовой системы под различными предлогами, начиная от вытеснения из банковского бизнеса следующих сотен частных игроков, кончая передачей в Центробанк на санацию падающих банков, а также созданием новых кредитных организаций на базе объединения квазигосбанков и госкомпаний (например, предоставляющих почтовые услуги или услуги по денежным переводам). Квазигосударственная компания создается в рейтинговом бизнесе, подобная ей — в расчетно–платежных системах.
Об эффективности госбанков судить трудно в силу весьма высокой их закрытости, а также постоянно получаемой ими господдержки, микширующей их реальный коэффициент отдачи. Россельскохозбанк по итогам 2015 года получил чистый убыток 72,6 млрд рублей, что почти в 10 раз больше показателя 2014–го (7,5 млрд рублей). Внешэкономбанк балансирует на грани краха, требуя у государства все новых и новых ресурсов поддержки. ВТБ стал одним из первых примеров народного IPO, но с тех пор цена его акций годами остается на уровне ниже цены этого IPO, несмотря на масштабную господдержку. У Газпромбанка чистый убыток по итогам работы в 2015 году составил 47,7 млрд рублей — почти в 3,5 раза выше, чем в 2014–м.
К чему приведет создание новых госбанков, таких как некоего квазимегасанатора или почтового банка? Да все к тому же — высасыванию с рынка денежных ресурсов, клиентов, удушению частного банковского бизнеса, уничтожению конкуренции, точнее, ее ужесточению между неэффективными госбанками и, соответственно, снижению качества услуг, новым и новым потерям бюджетных средств.