Смольный решил бороться с несанкционированными свалками с помощью Уголовного кодекса и стараться возбуждать против нарушителей именно уголовные, а не административные дела. За свалку мусора в неположенном месте нарушители могут получить до 5 лет лишения свободы. Всего в Петербурге обнаружено около 600 таких адресов.
Как сообщил заместитель председателя
комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга Александр Кучаев, за последние 2 месяца было возбуждено четыре уголовных дела по факту образования несанкционированных свалок (НСС) по ст. 247 УК РФ "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов". За весь 2015 год природоохранная прокуратура Петербурга возбудила только одно такое дело.
"Уголовные дела более эффективны, чем административное наказание. Административное предусматривает лишь штраф: для физических лиц — 1-2 тыс. рублей, для должностных лиц — 10-30 тыс., а для юридических — 100-250 тыс. рублей. А вот Уголовный кодекс говорит, что нарушитель природоохранного законодательства может получить от 2 до 5 лет лишения свободы. Это очень впечатляет нарушителей. Я сам видел, как один из них в лице переменился, узнав, что ему грозит", — говорит Александр Кучаев.
По данным
комитета по благоустройству Петербурга, за первое полугодие 2016 года в городе было выявлено 593 НСС. В основном на них размещаются строительные отходы, отмечает начальник отдела регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами комитета по благоустройству Александр Слуцкий. Твердые бытовые отходы (ТБО) занимают лишь около 20% всех незаконных скоплений мусора.
Строители везут отходы на
НСС, так как это стоит в разы дешевле, чем захоронение на официальном полигоне (там за кубометр строительного мусора берут по 70 рублей, то есть один грузовик обходится примерно в 1,5 тыс. рублей). Либо производители отходов вовсе не платят за складирование на незаконных свалках. "Важнее даже не тариф, а плечо доставки. В Петербурге два легальных полигона — в Новоселках и в Новом Cвете, соответственно на севере и на юге. Конечно, находятся те, кто предпочитает не везти отходы через весь город, а свалить их на какой-нибудь бесхозной земле", — поясняет Александр Кучаев.
Читайте также:
ЖКХ
Россиян обяжут платить за вывоз мусора с 2017 года
Застройщики на условиях анонимности подтверждают: многие возят мусор на НСС. Правда, каждый собеседник из строительной компании добавляет, что это относится не к нему, а к другим фирмам.
"Один грузовик с 12-кубовым контейнером для вывоза отходов обходится мне в 5-6 тыс. рублей. С 27-кубовым — в 10-11 тыс. Если это крупная стройка, то таких грузовиков она генерирует тысячи. Но я думаю, что во многих случаях строитель даже не знает, куда перевозчик везет эти отходы. Компания заключила договор на транспортировку мусора со специализированным перевозчиком, строитель должен отчитаться, что такой договор есть. А где в итоге оказывается этот мусор, я не могу проследить. Перевозчику же гораздо выгоднее свалить его на незаконную свалку, ничего за это не заплатив, чем везти на легальный полигон", — рассказал представитель подрядной фирмы.
То же самое и с
ТБО
. Захоронение тонны отходов на полигоне обходится в 850 рублей, а на НСС — самое большее в 500 рублей.
В Петербурге и Ленобласти действуют построенные еще в СССР и принадлежащие Смольному МПБО-1 (на Волхонском шоссе) и МПБО-2 (в Янино). Они перерабатывают 10% образующихся в двух регионах ТБО. Остальные отходы складируются на полигонах, которые почти исчерпали свои ресурсы. В Смольном уже больше 10 лет говорят, что срочно нужно строить новые, а также возводить мусороперерабатывающие заводы. Но пока ни один проект не сдвинулся с места.
Александр Слуцкий не ответил на вопрос "ДП" о том, на какой стадии находятся сейчас проекты строительства мусороперерабатывающих заводов (МПЗ). В 2015 году заморожен концессионный проект строительства мусоросжигательного завода в Левашово. В нем должны были участвовать греческий консорциум Helektor/Aktor и банк "ВТБ". Причина остановки проекта — экономический кризис. Месяц назад "Автопарк №1 Спецтранс" (контролируется семьей главы этой компании Анатолия Язева) выступил с инициативой строительства мусороперерабатывающего технопарка. Он планирует реализовать его по схеме концессии и подписал соглашение о намерениях со Сбербанком. Но в Смольном не комментируют эту тему.