"АБЗ-Дорстрой" и ВАД поделили дополнительные 2 млрд рублей на ремонт дорог между собой. Другие подрядчики на конкурс не попали. Наблюдатели видят в результатах конкурса признаки картельного сговора, но доказать этого не могут.
Смольный распределил 2 млрд рублей, которые недавно по просьбе комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) выделили дополнительно на текущий дорожный ремонт в 2016 году. Текущий ремонт предполагает замену асфальтового покрытия на наиболее разбитых участках дорог по всему городу.
Сумма досталась пополам компаниям "АБЗ-Дорстрой" (входит в группу "АБЗ") и ВАД. Собственно, к участию в двух конкурсах допустили только эти компании. И в одном из конкурсов выиграла одна, а в другом — другая. Конкурс проходил в формате электронного аукциона, однако фирмы практически не торговались. Больше того, цены, которые они предлагали, по случайному совпадению совпадали с точностью до копейки.
В результате конкурса на ремонт дорог на юге цена снизилась на 5 млн рублей. Конкурс выиграло "АБЗ-Дорстой". И эта компания, и ее соперник "ВАД" предложили следующую абсолютно одинаковую цену: 1 006 079 214,80 рублей (1 млрд рублей). А конкурс на ремонт дорог на севере выиграло ВАД, снижение цены составило те же 5 млн рублей, а ВАД и "АБЗ-Дорстрой", опять же, предложили идентичную до копейки цену: 1 046 089 637,79 рублей (1 млрд рублей).
"В закупках безусловно есть признаки картельного сговора между двумя участниками. Но для того, чтобы установить факт такого сговора, нужна экспертиза, а подобное расследование занимает до года. Нужно получить информацию с электронной площадки о месте установки компьютеров, с которых делались заявки, запросить для анализа копии договоров о сотрудничестве между организациями, проанализировать движение денег по счетам и договоры по основной деятельности, провести экспертизу заявок и документации участников торгов и многое другое", — говорит Александр Кулаков, председатель комитета по выявлению нарушений в госзакупках Ассоциации заказчиков и поставщиков.
Пока конкурс проводился, на конкурсную документацию сыпались жалобы в антимонопольную службу (ФАС РФ). Ведь ранее антимонопольщики не раз высказывались против объединения разных объектов в один лот. А в данном случае одним конкурсом разыгрывали, например, ремонт Каменноостровского проспекта и улицы Савушкина.Однако на этот раз жалобы на то, что разные дороги объединили в конкурсы на 1 млрд рублей, отклонили.
"ФАС уже удовлетворял мои обращения с жалобами на такое укрупнение закупки. Но почему-то в этот раз, когда я направил жалобу, ее признали необоснованной. Малый и средний бизнес лишился возможности поучаствовать в конкурсе. И даже формат аукциона не сделал закупку конкурентной: стоимость работ, как видим, практически не снизилась, и экономии бюджета нет", — говорит Александр Кулаков.
Ранее на текущий ремонт дорог в Петербурге выделяли 2,5 млрд рублей, из которых 1,5 млрд рублей получила одна компания — "Орион плюс" Вячеслава Вихрева ("ДП" подробно рассказывал о распределении этой суммы). Дополнительное выделение денег пролоббировал заказчик работ — КРТИ. Глава комитета Сергей Харлашкин неоднократно пояснял, что без дополнительного финансирования город не сможет привести все дороги в нормативное состояние к чемпионату по футболу 2018 года, хотя существует программа, которая обязывает чиновников сделать это.
Между тем, сейчас проходит длительное судебное разбирательство между петербургским управлением ФАС и Смольным. Антимонопольщики пытаются доказать, что восемь закупок на текущий ремонт были незаконными, и контракты с подрядчиками необходимо расторгнуть. УФАС по Петербургу как раз указывает на объединение лотов, а также на странные требования к участникам: им нужно было предоставить доказательства, что у них есть опыт аналогичных работ именно за последний год и именно в Петербурге.