Гигантскую статую Христа в Петербурге не смогли пристроить ни в одном из девяти ранее предложенных районов. Это не первое неоднозначное сооружение, которому не нашлось места в городе. "ДП" вспомнил о других архитектурных аутсайдерах.
Ставить созданного Зурабом Церетели 80-метрового Христа решительно негде. Так, по крайней мере, решил КГА, изучив свободные участки в девяти районах города. В ведомстве объяснили, что для установки скульптура нужна соответственная инфраструктура — подходы, дорожки, видовые площадки на территории этих районов отсутствуют.
Горожане, которые уже начали собирать подписи против установки статуи, которую трудно было бы вписать в архитектуру Петербурга, вздохнули с облегчением. Кстати, перспектива установки монумента пугала не только рядовых петербуржцев, против выступила даже РПЦ. Там заявили, что установка подобного рода гигантских статуй противоречит православным традициям.
Это уже не первый случай, когда в городе не нашлось места для работы известного скульптора. В 2010 году, когда Юрий Лужков покинул пост мэра Москвы, началось активное обсуждение вопроса о переносе памятника Петру Первому, и ранее не сильно радовавшего жителей столицы, в какой-нибудь другой город. В качестве города, который наверняка не откажется от Петра, называли и Петербург. Правда, Валентина Матвиенко, занимавшая тогда пост губернатора города, заявила, что достойные памятники Петру у нас уже есть и этого достаточно. Депутаты Законодательного собрания Петербурга в своих комментариях по поводу переноса скульптуры Зураба Церетели в Петербург были менее сдержаны. Они попросили "оградить город от подарков, сомнительной ценностью которых уже пренебрегли жители других городов" и "приложить все силы для того, чтобы 98-метровый монумент не изуродовал созданный великим императором город".
Город, в котором не поют
Смена градоначальника привела к попыткам избавиться от нежелательных сооружений и в Петербурге. В 2008 году Валентина Матвиенко выделила участок на Васильевском острове под строительство Театра песни Аллы Пугачевой. Здание в форме огромной буквы "П" планировалось построить уже к 2012 году. Но в 2011 году строительство так и не началось, зато сменились и действующий губернатор, и сам проект театра. Теперь предполагалось строить не гигантскую букву "П", а здание в форме "бриллианта", на деле больше напоминавшего кусок скомканной бумаги. Но город от футуристичного проекта отказался.
Власти заявили, что театр помешает прокладке магистрали, запланированной Генеральным планом города. Масла в огонь подлили и звезды эстрады, выступившие против постройки "бриллианта". Эдита Пьеха, Александр Сокуров, Давид Голощекин и Юрий Шевчук даже написали коллективное письмо, в котором попросили Смольный избежать очередной градостроительной ошибки. Интересно, что изначально Театр песни планировали построить в Москве, но затем все же перенесли проект в Петербург.
Путешествие из Охты в Лахту
Историям с переносом в Петербург гигантской скульптуры Церетели и Театра песни Аллы Пугачевой предшествовало бурное обсуждение другого далеко не миниатюрного сооружения. С 2006 года в Петербурге активно обсуждался проект "Газпром-сити", позже получивший название "Охта-центр". Он предполагал возведение небоскреба в Красногвардейском районе прямо на берегу Невы. Еще на этапе обсуждения из жюри вышли три архитектора, заявившие, что строительство высотного здания в непосредственной близости от центра негативно скажется на архитектуре города. Но конкурс состоялся и без них, и победителем стал проект архитектурного бюро RMJM London. Опасения покинувших жюри архитекторов были не беспочвенны: небоскреб действительно было бы видно из любой точки города, а в ансамбль города он вписывался с большим трудом.
Тем не менее в 2007 году проект 396-метрового небоскреба был одобрен на заседании Градостроительного совета Санкт-Петербурга. А в 2009 году высоту сооружения и вовсе было решено увеличить до 403 метров. Годом позже Валентина Матвиенко заявила, что "Охта-центр" не обязательно строить там, где было задумано, а 9 декабря стало известно, что проект перенесен в другое место. Как выяснилось позже, новым местом стал Приморский район. То есть окончательно избавиться от гигантского небоскреба не удалось, но по крайней мере от него спасли центр.
Тяжелая судьба небоскребов
За последние несколько лет город успел пережить и менее масштабные битвы за нерушимость архитектурного ансамбля. Например, в 2009 году жители Московского района выступили против строительства 120-метрового небоскреба на улице Гастелло, на месте, где ранее располагался кинотеатр "Зенит". По мнению жителей, такое здание испортит вид на расположенную неподалеку Чесменскую церковь. Война за запрет на строительство небоскреба продолжается уже 7 лет. За это время небоскреб было решено понизить со 125 до 100 метров, но градозащитников такой вариант не устроил. Уже в 2006 году представители обратились в КГИОП и прокуратуру Санкт-Петербурга с требованием принять меры к пресечению строительства, так как оно не соответствует недавно принятому закону о строительстве вблизи объектов культурного наследия.
Не меньше вопросов вызвал и проект "башен-близнецов". Торгово-гостиничный комплекс планировалось построить у станции метро "Проспект Большевиков". Высота входящих в комплекс зданий изначально должна была достигать 140 метров. Но в 2015 году высоту было решено понизить до 100 метров из-за недовольства горожан и архитектурного сообщества. Впрочем, высота — не единственное, чем были недовольны жители города. Не радовали многих и ассоциация с печально известными нью-йоркскими башнями-близнецами. Проект уже успел пережить заморозку и к 2016 году планировалось возобновить его строительство, но в начале года стало известно о плачевном финансовом состоянии застройщика — компании "Единые решения".